Обладать поверхностными знаниями или ничего не знать — это невероятно полезно для бизнеса. Ведь когда ты хорошо знаком с подводными камнями, нюансами производства, мотивацией выбора и настроениями потребителей – многие рынки и отрасли кажутся сложными и лезть в них совсем не хочется. Но для поверхностной посредственности не существует ограничений. Умеем продавать гантели — продадим и яблоки. Умеем делать приложения — вообще всё умеем. А уж если мы заведуем денежным потоком - перед нами открываются вообще все перспективы — и гантели, и яблоки, и приложения.

Если вы плохо разбираетесь в том, что вы продаёте, то какая разница, что продавать? Поэтому федеральные продавцы очень плохой еды идут продавать плохие товары для дома. 



Не научившиеся жить без обмана сотовые операторы открывают плачевные кинотеатры. А банк, который решил не называться банком, научился не только дорого и плохо обслуживать клиентов, так еще и распространяет эту практику вплоть до аптек…

Всё легко, когда ты не знаешь. Все просто, если не задумываться. Любой бизнес хорош, если ты умеешь продавать. Ну, максимум, можно научиться хорошо упаковывать… Не согласны? Но разве не это вы наблюдаете вокруг? Множество компаний не обладают компетенциями или даже представления не имеют о том, как сделать правильно. Порой даже не умышленно, а от простоты душевной. Потому как привыкли развиваться лишь одним простым способом - копируя и клонируя. Благо на пустом рынке это не сложно.

Вот и получается, что при мизерных компетенциях и вороватой сущности ретейл, банки, сотовые операторы и цифровые интеграторы с легкостью осваивают рынок за рынком, пытаясь выкарабкаться из ситуации, в которую сами себя загнали, растрачивая потребительскую лояльность, прессуя производителей и выжигая питающую рост конкурентную среду.

Конечно, это всё лирика и эмоции. Язык Эзопа. Но конкретики достаточно вокруг - стоит посетить магазин, воспользоваться модным digital-сервисом или чем-то еще. Пока вы укладываетесь со своим поведением в заданный создателем паттерн - всё хорошо. Но шаг в сторону и история открывается с неприглядной стороны. А за прошлый год из-за пандемии таких шагов пришлось сделать ой как много. И потребительская картинка стала чуть чётче. Где за радужными вертикальными и горизонтальными интеграциями стоит поверхностный подход и тяга к упрощению. Да и есть ли смысл «думать глубоко вперед», если завтра непредсказуемо? Куда проще научиться быстро реагировать. И не важно как.

Но ведь завтра именно поэтому непредсказуемо. Потому как о нём не подумали сегодня. Потому как это сложно, это выходит за рамки умения скопировать и продать. Ведь будущее скопировать нельзя, его можно лишь создать. Осознав всю сложность этого процесса. И когда ты погружаешься вглубь, тебе уже не хочется осваивать рынок за рынком, пытаясь получить хоть что-нибудь. Хочется удержать и укрепить то, что есть сейчас. Стать не повсеместным, а лучшим хоть в чём-то. Чтобы не только деньги. Чтобы еще и гордость. И совесть.

Другие колонки Сергея Славинского