Сегодня данные о посетителях торговых центров диктуют ротацию арендаторов, маркетинговую политику и даже арендные ставки. Появляются все более глубокие уровни сбора и анализа информации, а технологии big data становятся популярнее технологий личной безопасности.

Большие данные — это новая нефть, потому что именно за счет анализа и продажи больших данных сегодня рождаются колоссальные капиталы. Речи о целевой аудитории или востребованности этого продукта не идет — эти данные очень важны для любого бизнеса. Сегодня масштабными базами данных, доступных для операторов ТЦ, оперируют телекоммуникационные компании, банки и т.п.

Оператор связи знает своего пользователя наизусть: где он бывает, где он живет, где работает, где отдыхает, где ест, как часто и как долго посещает конкретные точки. Эти метрики позволяют создавать и проверять множество маркетинговых гипотез и формировать очень точный портрет клиента.

Банк знает другое: в каком месте человек совершает покупки, на какую сумму и в какой товарной категории, а также возраст, доход и прочее. Обмен этими данными совершенно легален, поскольку данные обобщены — компании не говорят о конкретном человеке, а анализируют данные о сегменте аудитории.

Когда накопится достаточное количество кейсов и будет разработан массовый, простой, понятный и эффективный продукт, мы раз и навсегда шагнем в тот рынок, в котором ТЦ без big data больше не смогут работать.

В каждом кейсе могут быть специфические выводы. Например, огромный поток регистрируется на входе, но магазины выглядят пустыми. Может быть, люди прибежали с вокзала в «Макдоналдс»? Значит, нужно более глубоко анализировать местоположение объекта и доступную аудиторию, использовать ее потребности и ротировать арендаторов. Проанализировав маршрут, можно понять, в какой момент люди «отваливаются», изменить расположение рекреационных зон, добавить пространству новые функции.

Сейчас появляется довольно много технологических решений, которые могут помочь со сбором и анализом данных, но мы все равно находимся на начальном этапе эры больших данных. Особенно зачаточным выглядит сегодняшнее развитие в коммерческой недвижимости, так как готовых коробочных или онлайн-инструментов все еще нет.

Практически все проекты — это разработки под конкретного арендатора, с привлечением отдельных специалистов и попыткой дать персональный анализ — такие услуги очень дорого стоят. Когда накопится достаточное количество кейсов и будет разработан массовый, простой и понятный, но одновременно эффективный продукт, мы раз и навсегда шагнем в тот рынок, в котором ТЦ без big data больше не смогут работать. Но на этом развитие не остановится — следующий уровень настанет, когда рекомендации по действиям УК на основе анализа данных сможет подобрать искусственный интеллект на базе обученных нейросетей. Но даже сейчас данные напрямую влияют на доходность и успешность бизнеса.

Расцвет анализа данных, сенсорных технологий и машинного интеллекта придет с развертыванием сетей 5G — скорость смартфонов станет такой же, как скорость проводного Интернета, и весь «мозг» системы сбора и анализа можно будет подключать не к физическим машинам, а к облачным решениям, осуществлять обработку огромных объемов мгновенно. Это означает для рынка доступность решений и их молниеносное распространение во все уголки городского пространства. 5D уже тестируют за рубежом, и мы можем ожидать их прихода в Россию в ближайшие 5 лет. Сразу же встает вопрос о приватности и отношениях с Большим Братом: что если ты не хочешь, чтобы о твоем местоположении было известно? Но технологии сбора данных развиваются быстрее, чем технологии личной безопасности, потому что приносят осязаемые деньги и новые, недоступные ранее возможности.