У многих крупных компаний сегодня есть потребность в инновациях. Однако, чтобы начать работу с новыми технологиями, важно понимать, где их искать и как воплотить найденные интересные идеи в жизнь. Не у всех компаний есть возможность сделать эту работу самостоятельно. И здесь на помощь бизнесу приходит программа ускоренного развития стартапов — корпоративный акселератор. С ее помощью можно не только найти инновационные решения и оценить их потенциал, но и выстроить процесс быстрого внедрения — сначала через создание пилотов, затем с выходом на серийное производство.

Справка

Акселератор GenerationS создан РВК в 2013 году. С 2015 года работает как платформа по развитию корпоративных инноваций, что позволило крупному бизнесу выращивать стартапы «под ключ», под свои конкретные задачи. За 5 лет заявки на участие в акселераторе подали более 15 тыс. стартапов из 30 стран, а более 500 стартапов прошли акселерационные программы и получили поддержку корпоративных партнеров и инвесторов. 



Модель корпоративной акселерации позволяет параллельно запускать несколько пилотных проектов по разным направлениям деятельности, что особенно важно для ретейла, где бизнес объединяет и логистику, и IT-системы для кассового оборудования, и аналитику, и CRM. Ретейл сейчас один из основных потребителей инноваций. Собственные акселераторы есть у таких крупных игроков, как Leroy Merlin, IKEA и X5 Retail Group.

Но создание своего акселератора — не самая простая задача. Все стартапы разные, находятся на разных стадиях развития и могут требовать различных инструментов поддержки. Одним необходимы прямые инвестиции, другим — площадка для тестирования продукта, третьим — отраслевая экспертиза.

Поэтому, стремясь сэкономить время и деньги, компании отдают эту задачу на аутсорсинг — обращаются к помощи корпоративных акселераторов. Например, в настоящее время наша команда работает с компанией Unilever. В рамках акселератора корпорация ищет новые рецепты и ингредиенты для мороженого, соусов, чая, консерванты натурального происхождения, системы взаимодействия с потребителями, морозильные системы с возможностью удаленного управления, GPS-приложения для отслеживания логистических процессов и др. На этапе поиска технологических решений нам удалось найти 190 стартапов из России, Казахстана, Израиля, Украины, Белоруссии и ОАЭ. По результатам многоступенчатого отбора и трехмесячной акселерационной программы лучшие команды смогут интегрировать свои решения в бизнес-процессы Unilever в любой точке мира.

Самыми востребованными направлениями в ретейле сейчас стали обработка и аналитика больших данных, искусственный интеллект вкупе с робототехникой. Их используют для сбора и обработки информации о клиентах, что необходимо для выстраивания персонифицированных предложений. Например, в сети «Лента» уже 2 года работает выпускник нашего акселератора — компания Promobot, которая производит роботов-консультантов. Робот не только рассказывает покупателям о новинках и спецпредложениях, но и собирает аналитику запросов, которые потом сотрудники сети могут использовать для улучшения процессов.

С помощью технологий big data и машинного обучения ретейлеры могут также управлять графиками работы сотрудников в зависимости от покупательского потока, динамики продаж, сезонности и других факторов. Что касается искусственного интеллекта, то уже появляются стартапы, предлагающие решения умных полок и умных складов. Эти технологии способны помогать в расстановке товара и сообщать, когда необходимо пополнять резервы, исходя из поведенческой аналитики.

Еще одним востребованным направлением становится умный холодильник с GPS-трекерами, который может контролировать условия хранения продуктов и сообщать о количестве продуктов той или иной точке продаж. Растет спрос и на чат-боты. В первую очередь используются технологии, которые помогают вести полноценную беседу с клиентом, давать рекомендации по выбору товаров. Отдельный тренд — использование VR-технологий. Их уже взяли на вооружение упомянутые ранее IKEA и Leroy Merlin. Разработанные приложения помогают встроить виртуальную мебель в интерьер клиента.

Наиболее востребованными для корпораций считаются проекты, у которых не просто есть идея, а готов прототип продукта и проведен анализ гипотез и исследования по эффективности. Все стартапы, которые хотят работать с компаниями, должны четко понимать проблему, которую решают для своего заказчика, целевой рынок и модель монетизации.

Корпорациям тоже пригодится этот совет. Они не всегда понимают, зачем им нужны инновации. Многими из них движет дань моде, а не проработанная стратегия по работе с новыми технологиями. Поэтому часто возникает проблема: хороший продукт найден, а платформы для его интеграции у заказчика нет. Но мы рассчитываем, что год от года к модели «открытых инноваций» будет обращаться все больше игроков из разных отраслей экономики и их выбор будет осознанным.