Год назад в одной отраслевой группе я предложил коллегам обсудить как будет выглядеть ретейл и торговые центры в новом мире, мире военном и послевоенном, мире разделенном и в режиме санкций. Я предложил несколько вариантов трансформации, которые активно обсуждались еще до всего этого в профессиональной среде, но никто в них не верил. Приведу их ниже:

1. Многие западные бренды уйдут с рынка. Например, привычный нам «Макдоналдс» вытеснится «Теремком», Zenden займет место Ecco, MI Store появится вместо ReStore, а вот кто будет на месте ZARA, H&M вопрос.

2. Откроются магазины «Березка» для торговли за валюту. Там можно будет отовариться люксовыми и иностранными вещами по фиксированному курсу.

3. Придут новые бренды из Ирана, Китая, возможно Сирии, Венесуэлы, но это дело не такое быстрое. В Иране кстати есть реально неплохие торговые центры, например: «Иран Молл».

4. Увеличится доля культурных и образовательных операторов в торговых центрах. Например: центр детского патриотического воспитания, или открытый лекторий «Бауманки» для молодых инженеров. Их будут размещать на высоких этажах.

5. Вместо дорогих магазинов появятся более доступные и с меньшим фиксированным ассортиментом. Таких, как Чижик в продуктовом сегменте.

6. Будет больше фирменных магазинов от российских заводов для поддержки отечественного производителя. Например, официальный магазин фабрики детской одежды «Игла», или магазин Воскресенской карандашной фабрики.

7. Торговые центры будут интегрированы с рабочими местами. Нет, речь не о заводах, но о небольших тихих производствах, или административных офисах.

8. Появятся отделы национальной торговли: отдел белорусских товаров, продукция народов средней Азии, Украины. Они будут оформлены в национальном стиле, а реализовываться там будут исключительно товары, произведенные на территории республик.

Надо сказать, что в тот момент еще было не ясно до конца, что происходит, к чему приведет этот конфликт и чем закончится. Поэтому удивительно, что значительная часть прогнозов сбылась, а остальные в процессе.
Про уход западных брендов не писал только ленивый, хотя по факту реально ушедших оказалось не так много: H&M, Jysk, Prisma, Viktoria’s Secret и другие, а большая часть брендов или продали бизнес, или мимикрировали, сменив название. Чего стоит одна только смена вывесок у брендов польского группы LPP, которые провели её одни из первых – хочу заметить, что до сих пор не на всех магазинах завершен этот ребрендинг. Если первые месяцы большинство западных арендаторов просто вставали в режим паузы, то сейчас почти все уже определились, что будут делать. Из последних «ждунов» были французский Decathlon и японский Uniqlo, которые выбрали разные пути, но тем не менее решили больше не ждать, считая издержки, а принять волевые решения. Кстати актуальный список таких брендов я веду с начала их исхода – его можно найти в телеграм, как «список Люлина», символичное название, придуманное Софьей Щукиной и ушедшее в народ.

В стране работает еще достаточное количество западных брендов, а многие из них еще и развиваются – в основном это немцы, итальянцы. Хотя и предпочитают это делать без лишней шумихи. Теоретически их также могут вынудить покинуть российский и белорусский рынки, но это будет уже сложнее, чем в первую волну – рынки адаптируются, логистические цепочки перестраиваются, а финансовые отчёты сетей, принужденных к уходу, показывают потери. Поэтому вторая волна исхода возможна, но на мой взгляд маловероятна в массовом виде.

Прошлый год прошел под флагом активного привлечения новых иностранных брендов на наш рынок. Лично я вел переговоры с рядом турецких, индийских и китайских предпринимателей, мои коллеги встречались с представителями Ирана и Монголии. Однако успех был фрагментарный.

В основном заинтересованы в работе турецкие сети, которые уже широко представлены в России и китайские, а остальные настроены настороженно, когда «и хочется и колется».


В России открылось несколько новых для нас брендов, таких как турецкий Ipekyol и китайский Li Ning, и развиваются они в основном через партнёров. Что касается остальных стран, то переговоры ведутся, но процесс — это крайне долгий и основной вопрос – это финансирование «входа» на российский рынок. Тем не менее продолжаются рабочие контакты с Китаем, Малайзией, Узбекистаном и рядом других стран.

Если говорить об «отделах национальной торговли» республик бывшего СССР, то пока наиболее активно развиваются наши белорусские соседи, хотя есть запросы новых брендов из Казахстана и Узбекистана. Но в целом можно представить и другие секции национальных товаров, с соответствующим дизайном и стилистикой.

Что касается российских брендов, то хотя и массового открытия фирменных магазинов от российских заводов не случилось, однако парад универмагов российских дизайнеров, а также беспрецедентное расширение наших брендов на рынке произошло. Например, Gloria Jeans поставила целью захват площадей ушедшего H&M, а магазины группы Melon Fashion Group не только развиваются на новых площадках, но и представили новый бренд, который появится осенью.

Развлекательные и культурные операторы действительно начали активно открываться в российских торговых центрах, замещая в том числе и ушедшие бренды, или кинотеатры. Причин несколько, но в первую очередь это системная трансформация рынка торговли, когда традиционная офлайн розница конкурирует с онлайном и для привлечения трафика в ТРЦ необходимо больше развлекательной, культурной и общепитовой составляющей. К сожалению, такие арендаторы обычно платят существенно меньшую арендную ставку, и не всегда располагают инвестициями для запуска.

Тем не менее, стоит ждать бурный расцвет культурных, развлекательных и edutainment операторов в торговых центрах.


Если говорить о кинотеатрах, то на них, конечно, сильно повлиял недостаток западного контента, в первую очередь блокбастеров, но по прежнему кинотеатру, как якорному развлекательному оператору в ТРЦ нет альтернативы. И хотя киносети теряли до 70% оборота в прошлом году, закрывали часть залов, но надежда есть. С одной стороны, это и яркий успех отечественной картины «Чебурашка», подпольных прокат второго «Аватара», с другой то, что идет процесс легализации параллельного импорта киноконтента, а также активно обсуждается программа импортозамещения и производства российского и российско-китайского кино и цифровых продуктов «Галактика». Другими словами, в кинотеатрах будет, что показывать

Вместе с тем не всё так радужно – падение посещаемости торговых центров по сравнению с базовым 2019 годом составило -20% за последние месяцы, а в Москве разрыв и того больше до 40%. Это новая реальность, в которой нужно работать и с которой нужно работать. Разговоры о том, что торговые центры уже не нужны в таком количестве, хотя и идут давно, и, хотя история с ТЦ «Италмас» получила широкое распространение (в Ижевске в здании торгового центра планируют разместить производство беспилотников — Ред.), пока массового переоборудования торговых центров в рабочие места, заводы и фабрики нет. Вместе с тем, нельзя отвергать и то, что часть менее успешных торговых центров будут вынуждены использовать площади под рабочие места, офисы, склады, коливинги, или небольшие производства.

Более интересным представляется массовое проведение реконцепции устаревших торговых центров. В мировой практике считается необходимым проводить реконцепцию торгового центра раз в пять лет и глубокую реконцепцию с реконструкцией через десять лет. В России же было два пика строительства торговых центров в 2005-2009 и 2012-2016, когда ежегодно вводились в эксплуатацию по сто объектов. Поэтому неудивительно, что сейчас 68% торговых зданий у нас старше 10 лет, 89% построена более 5 лет и большая их часть устарела физически, морально, наполнена арендаторами рыночного типа и требует, как минимум реконцепции.

Магазины низких цен, дискаунтеры тем не менее продолжают развиваться. Этот формат в продуктовом, fashion и других форматах становится все более востребованным, о чем можно судить по финансовым отчётам, например, тех же FixPrice. Это связано в первую очередь с переходом значительной части населения в режим сбережения и требует от торговых центров пересмотра tenant mix.

Есть и несбывшиеся прогнозы – это возвращение валютных «Березок». И хотя операции с валютой сейчас сложны, денег стало у людей меньше, но есть возможность покупать дефицитные западные товары на маркетплейсах, или выезжая за границу к ближайшим соседям. Поэтому раз железный занавес не опустился, то и «березки» не нужны.

В целом, ситуация в торговых центрах и ретейле, конечно, сложная, но рабочая.