Последние примеры открытия продуктовых магазинов говорят о том, что ретейлеры жертвуют широтой ассортимента ради удобства покупателей, снижают «этажность» выкладки, увеличивают проходы и даже делают «детский» уголок в магазинах площадью до 400 м2. Будет ли «Магнит» следовать этим новшествам?
— Мы прежде всего следуем запросам и потребностям наших покупателей. На самом деле неважно, сколько в магазине проходов — два или три. Самое главное, чтобы было удобно совершать покупки, поэтому мы нацелены на то, чтобы экономить время посетителей и делать их визиты в торговую точку максимально полезными и комфортными.

Биография

Руслан Исмаилов родился 14 июля 1977 года. В 1996 году окончил Московский университет потребительской кооперации по специальности «экономист-международник».

В розничной торговле работает около 20 лет. Карьеру в организованной рознице начал в 2002 году в международной сети Metro Cash&Carry, где прошёл путь от руководителя отдела до директора гипермаркета. В 2009 году в должности заместителя генерального директора управлял мультформатной розничной сетью «Мосмарт». До прихода в «Магнит» в мае 2019 года Руслан 4 года работал в розничной сети «Лента» дивизионным директором, а также управлял форматом «супермаркет».



В больших форматах — да, мы снижаем высоту выкладки стеллажей. Эти изменения вызваны экономическими причинами: держать большой запас товара с такой развитой логистикой, как у «Магнита», нет смысла, у нас ежедневные поставки в магазин, а значит, всегда свежие продукты. В магазинах мы расширяем пространство, добавляем больше «воздуха», делаем акцентное освещение. Вы это видите на примере нашего суперстора по изменившемуся внешне торговому залу.

Что такое новый формат «Магнита» суперстор, можно узнать здесь



Мы хотим, чтобы покупателям было интересно находиться в «Магните», и внедряем в крупных форматах новые отделы, которые востребованы, например детский отдел, «Остров здоровья», зону алкоголя с расширенным предложением отечественных, в частности кубанских, вин.

Если говорить про малый формат, то мы, наоборот, увеличиваем ассортимент и плотность продаж, особенно в категории fresh — это мясо, курица, овощи, фрукты. Большой упор мы делаем на продукцию собственного производства и уже завоевали высокое доверие со стороны покупателей. Это качественная продукция без каких-либо примесей, химикатов и так далее, выпускаемая за счет современных производственных мощностей «Магнита».

В начале лета «Магнит» говорил об интересе к площадям до 150 м2. Будете ли массово открывать такие магазины?
— Да, интерес сохраняется. Исторически «Магнит» открывал преимущественно формат у дома. В последнее время мы пересмотрели подход к развитию и при выборе локации оцениваем, какой из наших форматов мы можем там открыть.

Мы продолжаем развивать и тестировать наши форматы «Магнит Вечерний» и «Магнит Сити». Таким образом, стремимся закрыть максимум потребностей покупателей в одной локации за счет различных предложений.

«Магнит Сити» мы открываем на активном трафике, где большой поток людей. Это магазины с зоной кафе площадью 150-230 м2 и ассортиментом от 2 тыс. товаров. В них можно приобрести все что нужно «здесь и сейчас» во время прогулки. Например, готовую еду, кофе, средства личной гигиены. Кроме этого, есть какие-то дополнительные продукты, включая мытые фрукты, молочные товары, мороженое, напитки.

Первый «Магнит Сити» мы открыли летом в самом центре Краснодара, на Красной ул., которая в выходные дни становится пешеходной. Второй — в Москве возле станции метро «Новокузнецкая». Люди, гуляя, заходят в «Магнит Сити» купить воду, выпить кофе, там есть несколько столиков, бесплатный Wi-Fi, можно посидеть, перекусить. Сейчас у нас три «Магнит Сити», два — в Краснодаре, один — в Москве, четвертый готовим к открытию.

«Магнит Вечерний» — это магазины с акцентом на алкогольную продукцию. Главная особенность нового формата — разнообразие алкогольной, в том числе элитной, и слабоалкогольной продукции по привлекательным ценам, наличие местных товаров этой категории и собственных торговых марок. Отличие магазинов «Магнит Вечерний» от конкурентов заключается в ценовом предложении по алкоголю в сочетании с расширенным ассортиментом фреш и ультрафреш-продукции. Всего насчитывается около 2,5 тыс. SKU. Мы продолжаем тестировать два магазина «Магнит Вечерний» — в Самаре и Набережных Челнах.

Большой популярностью у покупателей также пользуются магазины «три в одном», когда под одной крышей мы открываем формат у дома, дрогери и аптеку. Работает идеально!  

То есть эксперимент по «Магнит Сити» и «Магнит Вечерний» признан успешным и вы уже тиражируете эти форматы по стране?
— Нет, еще не тиражируем. Мы отрабатываем эти форматы, смотрим на реакцию покупателей, что-то корректируем, что-то добавляем по их желанию. Но первыми результатами мы очень довольны.

Не проглядел ли российский ретейл интерес покупателей к алкогольной продукции? Возможно, FMCG-сети недооценивали эту категорию, что и дало толчок к развитию алкогольных сетей. Почему именно сейчас вы стали развивать «Магнит Вечерний»?
— Не могу сказать, что мы недооценивали эту категорию. Мы к ней подходили как к одной из категорий, которую мы продаем в магазинах. Почему мы выделили алкогольную продукцию в отдельный формат? Но мы и косметику выделили в отдельный формат. Косметика, средства гигиены, товары бытовой химии — все это продается в любом продуктовом магазине. Мы видим интерес покупателей к новым форматам, этот сегмент рынка достаточно хорошо развивается, у него есть потенциал дальнейшего роста, и мы решили, что выделим его отдельно, покажем уникальность предложений, специфику обслуживания, добавим новые услуги. Магазины специальных форматов — это больше сервисная история. Покупателя там встретят, проводят, покажут, объяснят. А потребление алкоголя все-таки требует знаний, есть культура потребления, которую «Магнит» сейчас развивает.

«Подружка» после сделки с «Л’Этуаль» — это угроза для «Магнита»? Какие шаги предпринимает «Магнит Косметик», чтобы не упустить лидерство?
— Наши дрогери сейчас — самый успешный формат в сети, он востребован, и мы уверены в его конкурентоспособности. На конец третьего квартала 2019 года работало более 5500 таких магазинов. У нас уникальный формат, который позволяет эффективно конкурировать с федеральными игроками и локальными сетями. Мы работаем в массовом, универсальном сегменте, поэтому не видим угрозы для нас.

И все-таки есть ли будущее у гипермаркетов?
— Мы будем переделывать наши городские гипермаркеты в суперсторы. Мы верим в то, что они будут востребованы. Почему? Они по площади компактные (у нас всего семь гипермаркетов площадью более 7 тыс. м2, остальные меньше), то есть это не большие торговые площади, которые надо содержать и чем-то заполнять.

Кроме того, многие категории товаров переходят в онлайн, особенно непродовольственные. Мы же не продаем ни одежду, ни автотовары. Мы сосредоточились на товарах, которые нужны ежедневно. Это продукты питания, особенно категории fresh, товары для дома, для женщин и детей. Площадь, расположение (большая часть находится в активной жилой зоне), наработанный трафик — это наша отличная база для дальнейшего развития формата. В наши магазины приезжают люди 4-6 раз в месяц, это не большие гипермаркеты, расположенные на окраине города, куда люди 2 раза в месяц в лучшем случае на машине ездят. Поэтому мы верим, что наш большой формат будет не просто жить, но и развиваться. Это во-первых.

Справка о форматах

«Магнит» работает в нескольких основных форматах. Малый формат — магазины у дома торговой площадью в среднем от 300 до 700 м2, большой формат — это супермаркеты «Магнит Семейный» площадью до 2,1 тыс. м2, гипермаркеты «Магнит Семейный» площадью от 2,1 тыс. м2.

«Магнит-Опт» — для покупок крупными партиями, а также «Магнит Косметик», «Магнит Аптека» и ультрамалые, находящиеся в стадии тестирования. — «Магнит Вечерний» и «Магнит Сити».        



Во-вторых, у «Магнита» формат гипермаркета всегда был минорный, то есть на него не особо обращали внимание, его активно не развивали, в нем даже не все технологии внедрялись, которые были в других форматах компании. Поэтому у нас есть большая база для нашего внутреннего роста.

В-третьих, нас очень хорошо знают. Лояльность к «Магниту» очень высокая. Когда есть множество магазинов у дома, то большой формат под этим же брендом будет выделяться большим ассортиментом, более широким предложением внутри категорий. И у людей всегда будет желание прийти в такой магазин, чтобы купить товаров чуть больше, чем в точке у дома.

У «Магнита» оптовая выручка выросла по итогам 9 месяцев почти на 60%, до 24,5 млрд рублей. В то же время у «Ленты» почти на столько же упала. За счет чего вы получили такой рост? Вы методику подсчета изменили?
— Нет, мы не изменили методику. Мы консолидировали показатели нашего фармдистрибьютора, плюс не стоит забывать, что опт у нас молодое направление, и оно набирает темпы. Сейчас у нас 23 магазина «Магнит Опт». Точки расположены в Поволжье, Центральном округе, на Юге. В этом году мы запустили новую концепцию этого формата. Сделали его более сервисным. Основной покупатель — это профессиональный клиент, который требует к себе внимания. И менеджер по опту сопровождает процесс оплаты, документооборота, формирования заказа. Кроме того, мы добавили возможность для покупателей получать скидку в зависимости от объема, чего не было ранее. Но сейчас тестируем еще несколько концепций этого формата. Оцениваем, что будет работать лучше. И думаю, что в начале следующего года сможем предоставить что-то новое и в опте.

Каким локациям под опт отдаете предпочтение?
— Это трассы с возможностью доступа и подъезда на транспорте. Это места сосредоточения работающих индивидуальных предпринимателей, удаленность от больших магазинов.

Физлица могут в «Магнит Опт» делать покупки?
— Физлица могут покупать оптом и в розницу, для этого необязательно иметь документы юрлица.

В мае вы начали тестовую доставку продуктов питания в Москве и Краснодаре. Довольны ли первыми результатами?
— Мы работаем с компанией Broniboy в Краснодаре и iGooods в Москве и Казани. Объем пока очень маленький. И в целом рынки доставки еды и онлайн-коммерции пока небольшие. Но наш результат показывает увеличение чеков в 2 раза по сравнению с офлайновыми магазинами. Мы видим, что покупатели, пользующиеся доставкой, — это новые клиенты. Пока не очень активно продвигаем этот проект, для него нужны основательные инвестиции. Но первые результаты очень позитивные.

Какой у вас срок доставки?
— Все зависит от города и существующего трафика, в среднем — в пределах 30 минут, если говорим о регионах, после получения заказа, и от 30 минут в столице. Например, Broniboy — очень молодая перспективная компания, активно развивается. Доставку они делают на велосипедах. Цены для покупателей при онлайн-заказе не отличаются от цен в магазине.

Когда запустите услугу в других городах?
— Я думаю, что этими проектами мы активно займемся в следующем году.

Х5 запустила уже почти 2 года назад интернет-продажи на базе «Перекрестка», и темпы роста продаж впечатляют. Когда «Магнит» запустит онлайн-магазин?
— Да, коллеги хорошо растут. Но объем рынка еще очень маленький. Мы смотрим, наблюдаем, изучаем. Идем к этому со всей осознанностью. Поскольку наша цель — покрыть все основные покупательские миссии, то мы обязательно будем на этом рынке. Но мы хотим сделать это эффективно и для нас, и для покупателей, мы хотим на этом зарабатывать.  

Компания сохраняет планы по наращиванию доли рынка до 15% к 2023 году?
— По итогам 2018 года у нас было 9%. Сейчас мы еще приросли естественно. Не видим ничего недостижимого в этих планах!

У вас есть совместный с пивоваренной компанией «Балтика» проект — Implant. Вы первая в России сеть, которая согласилась посадить у себя в офисе представителя поставщика для повышения эффективности взаимодействия. Как на это решились?
— Это проект подразделения логистики. Да, проект интересный, и, по-моему, никто в России пока ничего подобного не реализовал. «Балтика» нам помогает наладить цепочки поставок. Пиво — это сложная категория, имеет сезонность, доставку с разных заводов и так далее. Мы очень довольны таким сотрудничеством. Сейчас ведем переговоры с разными глобальными корпорациями. Возможно, с Nestle мы договоримся о сотрудничестве на уровне операционной деятельности. Экспертиза глобальных поставщиков очень высокая, и мы готовы к партнерству, готовы учиться и перенимать их знания и опыт. Они в нас заинтересованы, а мы в них. И я надеюсь, что подобные проекты мы будем и дальше реализовывать с другими компаниями с учетом интересов, принятой политики и культуры компаний.