2020 год для автопроизводителей начался с индексации Минпромторгом России утилизационного сбора на легковые и коммерческие автомобили. Что это значит для экономики нашей страны? Это значит, что больше средств будет собрано с целью заботы об экологии. Как говорится на сайте правительства, «целью принятого решения является создание в России условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов». Хороша ли цель? Определенно да. Своевременна ли — здесь большой вопрос, так как такие инициативы в итоге отражаются на конечных потребителях, которым сейчас и так не сладко.

Скорее всего, в 2020 году автопроизводители скорректируют свои цены в сторону повышения, чтобы компенсировать часть потерь от проиндексированного сбора. Это значит, что автомобили продолжат дорожать на фоне ухудшения покупательной способности денежных доходов населения.

Поэтому именно из-за экономической ситуации в целом, а не только индексации утилизационного сбора по итогу 2020 года можно ожидать снижения продаж новых автомобилей в России на 2-3%. Да, часть автомобильных брендов покажут рост, часть — падение, но в целом по рынку негативный тренд сохранится. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по декабрь прошлого года было продано 1 млн 760 тыс. новых автомобилей против 1 млн 801 тыс. в 2018-м.

Что может помочь автомобильным дилерам продавать больше в 2020 году? Во-первых, новинки. Если у того или иного бренда в этом году появляются новые модели или обновляются текущие, как, например, у SKODA, то это может перетянуть часть покупателей у других марок, у которых таких новинок нет. Однако общая ситуация по рынку при этом не изменится.

Во-вторых, на фоне снижения покупательской способности населения официальным дилерам могут помочь кредитные программы с хорошими ставками (субсидируемые производителями). Кстати, правительство сообщало о возобновлении в этом году программ льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», что тоже может оказать некую поддержку автомобильному бизнесу. Программы призваны помочь в покупке автомобиля определенным категориям заемщиков (многодетным семьям и тем, кто покупает автомобиль впервые) — им предоставляется 10%-ная скидка на покупку нового автомобиля, но только отечественного производства. Приведем один из отзывов об этих программах поддержки из сети Интернет: «С учетом последних новостей ценники на машины вырастут из-за повышения утильсбора на 3-5%. То, что единицы покупателей самых бюджетных машин получат небольшие преференции от государства, ситуацию не исправит».

В-третьих, автобизнесу может помочь работа над улучшением качества обслуживания, грамотная работа с клиентской базой (не с целью забрать у клиента последние деньги, а принести максимальную пользу), хороший маркетинг (с настроенной сквозной аналитикой) и, что еще более важно, хороший контакт с производителем. Если производитель и дилерская сеть живут двумя разными жизнями, то это не будет способствовать росту бизнеса обеих сторон.

Если с 2020 годом прогноз более-менее понятный, то что ждет автомобильную отрасль дальше? Если заглянуть в будущее, то можно утверждать, что автомобильные бренды будут всё больше похожи друг на друга по потребительским свойствам. Так, например, еще несколько лет назад корейские бренды автомобилей не имели такого доверия у российских потребителей, а сейчас они занимают лидирующие позиции по объемам продаж (в массовом сегменте). Точно так же есть вероятность, что через несколько лет сильно увеличат долю рынка и автомобили китайских брендов.



Растет количество людей, использующих каршеринг. Но каршеринг — это не только удобство в каких-то жизненных ситуациях. Это постепенное формирование у людей абсолютно другого образа мышления касательно автомобилей — новая парадигма. Что изменилось? Это, конечно же, принятие того, что автомобилем пользуешься не только ты один и что это допустимо и даже выгодно для тебя. Плюс гораздо меньше забот — оставил где захотел (в пределах зон парковки каршеринга), ушел и забыл. Тут же отсутствие необходимости поездки на заправки (кроме редких исключений) и, что очень важно в рамках прогнозов «на завтра», полное отсутствие забот с сервисным обслуживанием. А когда ты не ездишь на сервис, ты не просто не тратишь деньги (все-таки сервис заложен в тариф аренды), ты экономишь время — на семью, на отдых, на развитие, на спорт или на ту же работу, наконец. Плюс, конечно же, удобство использования единого профиля пользователя — целой экосистемы, как, например, у «Яндекс.Драйв», когда ты садишься в арендованный автомобиль и он приветствует тебя по имени, знает, какую музыку ты любишь и на какие адреса чаще ездишь по навигатору.

Получила развитие и такая форма пользования автомобилем для различных нужд, как «подписка». Бренд Hyundai даже уже разработал и повсеместно рекламирует свое приложение Hyundai Mobility, в котором можно взять автомобиль по такой новой схеме.



Но не только бренды занимаются изменением будущего. Так, пермский автохолдинг ГК «Верра» уже летом 2019 года запустил первые автомобили по «подписке» — первыми пилотными клиентами сервиса стали сотрудники компании, которые посчитали, что платить определенную сумму за автомобиль в месяц выгоднее, чем сразу отдавать, например, 1-1,5 млн рублей.

Каршеринг, подписка, а также грядущий, пусть и не скорый в России, триумф электромобилей — всё это позитивные изменения для нас с вами — для тех, кто любит автомобили. Главное, чтобы мы пользовались новыми сервисами по собственной воле и для улучшения качества жизни, а не из-за того, что покупка нового автомобиля стала нам совсем недоступна из-за ограниченных финансовых возможностей.