Логистика продуктового ретейла работает в режиме аврала. Люди еще 2 недели назад начали делать запасы товаров первой необходимости на случай возможной изоляции из-за эпидемии коронавируса. И события последних дней только добавили нервозности в массы и ажиотажа в магазины. Торговым компаниям приходится менять товарные матрицы, увеличивать количество рейсов в конкретные точки продаж.

Задача логистов в эти непростые дни — обеспечить дополнительные поставки отдельных товаров, чтобы удовлетворить временный спрос и не потерять клиентов. Помимо возможной недополученной прибыли, сам по себе вид пустых полок может негативно сказаться на имидже ретейлера и оттолкнуть от него покупателей, которые быстро уйдут туда, где товар в наличии, например в Интернет.

Для продуктового ретейла ситуация сейчас крайне непростая. Очевидно, что за всплеском повышенного спроса неизбежно последует снижение продаж. А насколько оно будет глубоким и затяжным — не знает никто. По этой причине вместо планомерной работы с прогнозируемыми оборотами и привлечением покупателей ретейлеры вынуждены срочно забивать полки товаром в надежде, что это создаст определенный запас прочности перед падением выручки во втором квартале 2020 года.

Созданием товарных запасов озадачились и интернет-магазины, которые в последние дни работают за гранью своих возможностей. Такой уровень спроса, как сейчас, для данного сектора прогнозировали в горизонте 3-5 лет. Но все случилось значительно быстрее.

Как эпидемия меняет логистику ретейла, читайте здесь.



К такому развитию событий e-com, разумеется, был не готов. Он, в том числе, не обладает достаточной складской и логистической инфраструктурой. Не хватает фулфилмент-фабрик, которые кардинально отличаются от традиционных складов по своим задачам (они нацелены не на хранение товаров, а на оперативный одновременный сбор и отгрузку большого количества заказов). Немного улучшить ситуацию могут логистические операторы с сетями внутригородских складов, привлекаемые в качестве подрядчиков. Но в целом об оперативном их влиянии на ситуацию я бы говорить не стал.

Выйдя из этого кризиса, все мы в конце концов станем сильнее. Об этом говорит опыт кризисов 2008-2009 и 2014-2015 годов, после которых наш рынок стал куда осторожнее и спокойнее. У всех игроков уже есть объемные папки с отработанными кейсами «снижения рисков и поддержания роста в условиях турбулентности». Их можно быстро примерить на текущую ситуацию и понять, какие шаги следует предпринять, чтобы остаться в строю. Конкретно коронавирус продемонстрировал проблемы, которые могут возникнуть при нарушениях поставок из других стран, задержках прохождения границ и даже при полном их закрытии. Это, в частности, кейс быстрого поиска альтернатив. С прошлым опытом падения рубля и, например, закрытия поставок иранских фруктов ретейлеры были хорошо знакомы. И это позволило им не растеряться в нынешней ситуации. Поэтому как такового дефицита товаров мы не увидели.

Зачем ретейлерам столько ПВЗ читайте здесь.



Коронавирус даст дополнительный импульс развитию онлайн-торговли не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе. Люди, которые ранее не использовали доставку из магазина, попробуют наверняка. И затем им будет легче время от времени пользоваться такими сервисами. После того как закончится карантин, обороты в онлайне естественно упадут, но не до уровня, предшествовавшего пандемии, а до уже более высокого уровня. Всплеск спроса перерастет в максимальную нагрузку на онлайн-ретейл в перспективе 3 лет.

Сейчас небольшие фулфилмент-операторы могут серьезно нарастить клиентскую базу, получить дополнительный опыт и даже выйти на продолжительные контракты, что в сфере логистики особенно ценится. А крупным игрокам ситуация, связанная с пандемией, наглядно показала их слабые стороны. После карантина они наверняка начнут активно развивать дополнительные фулфилмент-мощности, строить мультитемпературные объекты и заниматься развитием внутригородской логистики.