Редевелопмент торговых центров — острая тема, но Россия столкнулась с ней гораздо позднее, чем страны Европы и США. Помимо гигантов, диктующих правила индустрии, появились и плохо спланированные торговые центры с нехваткой мест для досуга, фуд-кортов, или вовсе без них. Часть торговых центров представляют собой облагороженную версию рынков.

Роль торговых центров меняется. На индустрию сильно повлияла пандемия коронавируса. Если большие ТЦ имеют запас прочности, — предоставляя качественный выбор магазинов, точек питания и досуг, то локальные ТЦ — под угрозой закрытия.

Есть в России и своя особенность — советские универмаги, которые гораздо раньше столкнулись с проблемой актуальности. До начала 1990-х они считались центрами торговли, где продавали дефицитный товар. Люди ехали в них за десятки и сотни километров. Часть московских универмагов, став рудиментом эпохи, — например, ГУМ, ЦУМ, «Детский мир» (ныне ЦДМ – Ред.) — перестроились под новые запросы. Но часть, как «Московский» у метро «Комсомольская», по-прежнему не нашли новый путь развития.

Понимая изменения, девелоперы модернизируют торговые центры. За последние годы около 500 ТЦ в США превратились в многофункциональные центры, кинотеатры, спортивные и промышленные объекты. Владельцы включают торговые центры в транспортные развязки и строят рядом жилые кварталы и офисы. Подобные процессы дошли и до России.

Oakridge Center (Ванкувер, Канада)
Oakridge Center — крупнейший торговый центр Ванкувера — 150 магазинов, два здания с офисами и апартаментами, большая парковка. Владельцы задумали перестроить ТЦ в многофункциональный комплекс, чтобы включить объект в городскую жизнь и соответствовать запросам.

В ходе реконструкции, первый этап которой рассчитан до 2024 года, откроют новые магазины, рестораны и кафе, центры развлечений и офисов, а также построят 3,3 тыс. квартир и апартаментов, включая социальное жилье. Парковку, раньше с трех сторон окружавшую торговый центр, спрячут под землю, а вокруг центра и на его крыше оборудуют парки. В комплексе также откроют магазины, ориентированные на жителей района — с отдельными входами с улицы, благоустроят новую пешеходную улицу и сделают удобные подходы к комплексу со стороны метро. В планах компании получить сертификат LEED for Neighborhood Development (LEED-ND) — системы рейтингования «зеленого» строительства — за мотивацию жителей к передвижению пешком, на велосипеде, общественном транспорте или к выбору совместных поездок на автомобиле.

Bloc, Лос-Анджелес (США)
В Лос-Анджелесе за последние 20 лет увеличился авторитет железнодорожного транспорта — метро и пригородных электричек. Власти стимулируют спрос, открывая новые линии и пересадочные пункты. Если раньше жители предпочитали ездить в ТЦ за город на автомобиле, то теперь комфортный общественный транспорт позволяет ездить на шопинг в центр города.

Компания Ratkovich Company купила несколько зданий в финансовом центре Лос-Анджелеса. Новые владельцы соединили здания в единый комплекс — Block, открыв 40 тыс. м2 торговых площадей, большой общественный двор, 32-этажное офисное здание, обновленный отель, рестораны и зоны для развлечений. Девелоперы также объединили комплекс с транспортных хабом, соединяющим пять линий метро и железной дороги и маршруты городских и пригородных автобусов.

Westfield Century City, Лос-Анджелес (США)
В торговом центре на 85 тыс. м2 рядом с автомагистралью размещалось 150 магазинов, рестораны, театр и офисное здание. В процессе реконструкции к комплексу прибавили 37 тыс. м2 площадей, 15-этажный жилой комплекс, офисное здание и открыли музеи. Теперь торговый центр соединен с линией метро, увеличено количество парковочных мест, что превратило его в транспортный хаб городского значения.

Wayzata (Уэйзета, США)
Один из самых интересных проектов редевелопмента торгового центра. На месте старого ТЦ Wayzata в небольшом городке появился поселок для пожилых людей Folkestone — The Promenade of Wayzata. Торговый центр, построенный в 1967 году, был частью жизни города, особенно для старшего поколения. Девелоперы построили на его месте жилые дома с пешеходными зонами и парками. Комплекс включает магазины, SPA-салоны и фитнес-залы, бассейн. Исследования показывают, что пожилым полезно и важно находиться в центре городской жизни — в удобных с точки зрения транспорта и инфраструктуры районах, а бывшие торговые центры идеально подходят под такие требования. Аналогичные проекты реализуют в нескольких городах США. В 2020 году о планах создать дома престарелых на месте торговых центров в Великобритании объявила компания McCarthy & Stone.