Официально в России дистанционная продажа алкоголя запрещена уже 12 лет.  Это не мешает подпольным продажам. Если забить в поисковик фразу «алкоголь с доставкой на дом», выпадает 23 млн результатов. Сайтов, предлагающих «спиртные напитки по низким ценам круглосуточно», множество. Часть из них специализируется на продаже спирта в канистрах объемом 5, 10 или 20 л. По оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем нелегального российского онлайн-рынка алкогольной продукции составляет от 2,1 млрд до 10 млрд рублей в год. Из них 70% приходится на продажи крепкого алкоголя и 30% — на продажи вина и пива. Блокировка таких ресурсов малоэффективна. В Союзе производителей алкогольной продукции (СПАП) подсчитали, что в 2018 году было заблокировано 1,5 тыс. таких сайтов, но вместо них тут же заработало около 2 тыс. новых.

Три этапа реформы
Способы обелить теневой рынок и дать возможность продавать водку, коньяк и вино легально обсуждают уже несколько лет. В Минфине начали работу над проектом поправками к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части осуществления розничной продажи алкогольной продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет) еще в 2016 году. Планировалось, что отмена запрета будет поэтапной, первыми право продавать свою продукцию на специальных сайтах в доменной зоне egais.ru получат производители и оптовые поставщики вина с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения. Через год такую возможность предоставят производителям пива, сидра, пуаре и медовухи. Розничные сети смогут торговать алкоголем через Интернет только через 3 года после начала реформы. Прошлым летом проект уже вносили на рассмотрение в правительство РФ, но тогда его не поддержали. Ситуация сдвинулась с мертвой точки этим летом, когда премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину совместно с другими министерствами доработать законопроект о легализации онлайн-продажи алкоголя до 12 сентября. То есть при самом оптимистичном сценарии закон могли успеть принять до нового года, с января 2020 года частично разрешить продажу вина через Интернет.

На следующий день после дедлайна замглавы департамента налоговой и таможенной политики Минфина Александр Коробутов заявил журналистам, что Минюст продлил правовую экспертизу законопроекта о легализации онлайн-продажи алкоголя.

MarketMedia направил в Министерство юстиции запрос. Официальный ответ гласил, что на самом деле ведомство ничего не продлевало, а, напротив, дало ответ задолго до 12 сентября: «Законопроект находился на рассмотрении в Минюсте России. Заключение по результатам проведения его правовой и антикоррупционной экспертиз направлено в Минфин России 05.09.2019». В свою очередь, в пресс-службе Минфина признали, что все-таки получили заключение Минюста России на законопроект. «Мы доработаем законопроект и внесём его в Правительство РФ в ближайшее время». Уточнить, когда документ может быть принят, в двух федеральных министерствах не смогли. 

Главные противники отмены легализации — Минздрав и Роспотребнадзор. В этих ведомствах опасаются, что это может привести к росту алкоголизма среди россиян. Недавно проект получил еще одного влиятельного противника — РПЦ. Председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), которого в СМИ называли духовником Владимира Путина, публично выступил против круглосуточной онлайн-продажи алкоголя. «Сейчас лоббируется закон о продаже алкоголя через Интернет. Днем и ночью. Это очень опасно и ставит под удар все достижения последних лет. Допустить этого нельзя», — цитирует ТАСС слова митрополита. Он назвал нынешнюю антиалкогольную кампанию самой успешной за всю историю России.

Алкорейтинг-2019: топ-5 магазинов, торгующих спиртным читайте здесь



Выгода для покупателя
Несмотря на затянувшуюся дискуссию в федеральных ведомствах, участники рынка уже начали готовиться к легализации онлайн-торговли.

«Наша компания поддерживает инициативу разрешения дистанционной продажи алкоголя через Интернет и, конечно, будет развивать этот канал сбыта в случае его легализации. Тем более что с информационной и технической сторон наша команда подготовилась к реализации алкоголя через Интернет», — сообщил MarketMedia президент компании LADOGA Вениамин Грабар. По его словам, поскольку проект по легализации интернет-продаж алкоголя действительно имеет большое социальное значение, на первом этапе правильно включать в реестр продукции, разрешенной для дистанционной торговли, только напитки с невысокой крепостью. «Однако нет никакого смысла ограничивать продажу вин только российской продукцией. Это как из всего ассортимента бытовой техники продавать только кофеварки. Отечественное виноделие не покрывает запросы всех потребителей винной продукции. Кроме того, импортное вино, в частности европейское, у себя на родине находится под более жестким административным контролем качества и легальности со стороны местных органов и профильных организаций, чем российское у нас в стране. Только после оценки того, как рынок примет нововведение, после обкатки механизмов работы и установления полного контроля над процессом можно будет расширять матрицу до крепкого алкоголя», — комментирует Вениамин Грабар.

В онлайн-продажах заинтересованы в компании «Игристые вина». «Уже сейчас работаем над созданием электронного каталога с прицелом на будущее. За год число онлайн-заказов в интернет-магазинах продуктов питания увеличилось на 49% — учитывая эту тенденцию и возможность принятия закона, наличие интернет-магазина просто обязательно для производителя», — уверен Юрий Дудко, генеральный директор ЗАО «Игристые вина». Он считает торговлю алкоголем через Интернет хорошей идеей, особенно когда речь идет о покупке вина и дорогих напитков. «Потребитель может почитать характеристики, отзывы — для этого больше возможностей, чем в офлайне. К очевидным минусам можно отнести необходимость купить несколько бутылок, чтобы оправдать стоимость доставки курьером, особенно если речь о продукции масс-маркет. Здесь преимущество будет у магазинов, в ассортименте которых есть и алкоголь, и продукты. Со стороны производителя этот закон поддержит прежде всего малые фермерские винодельческие хозяйства. Их объемы производства не позволяют удовлетворить требования федеральных сетей, и для них это самый простой путь на стол потребителя», — полагает Юрий Дудко.

Опрошенные эксперты разошлись в оценках, поможет ли принятие такого законопроекта в борьбе с теневым рынком. «Легализация продаж в Интернете при условии регулирования и контроля со стороны государства, безусловно, пошатнет нелегалов и не только поддержит легальный рынок, но и увеличит приток средств в государственную казну», — прогнозирует президент компании LADOGA. «Наоборот, мы видим в этом риски: маленькие интернет-магазины, курьерские службы — все это будет сложнее контролировать, чем крупные сети», — считает гендиректор «Игристых вин».