Сегодня на розничном рынке алкоголя существует два основных тренда. Первый — это развитие собственной розницы производителями алкоголя, а второй — проблемы импортеров алкоголя со сбытом продукции из-за наращивания объемов собственного импорта федеральными продуктовыми сетями.
Успех «Красного & Белого» не дает покоя
Собственную розницу активно развивает один из крупнейших импортеров крепкого алкоголя в стране Beluga Group под брендом «ВинЛаб»: за 2 года сеть увеличилась на 200 розничных точек. Сеть фокусируется на развитии в крупных городах, активно открывается в Петербурге и Москве. По прогнозам ИА INFOLine, по итогам 2019 года «ВинЛаб» обгонит по выручке «Ароматный мир» и «Экстрасиб».
Свою розницу под брендом Drinx запустил и крупный импортер вина ГК «Лудинг». Пока в эту сеть входит около 10 точек, в основном в Москве, но «Лудинг» планирует открывать новые магазины, сообщил «Ъ». Компания на запрос MarketMedia не ответила.
Производитель крепкого алкоголя «Башспирт» долгие годы имел небольшое число собственных магазинов, напоминающих скорее шоурумы: фирменные магазины маленькой площади, где представлена была только продукция завода. В этом году производитель решил переформатировать свою розницу и развивать полноценные алкомаркеты, в которых будет представлена продукция и других производителей и дистрибьюторов.
ТОП-5 магазинов, торгующих спиртным, по итогам первого полугодия 2018 года можно почитать здесь.
«С одной стороны, все смотрят на успехи «Красного и Белого», ведь чужие успехи покоя не дают, особенно тем, кто работает в алкогольной рознице много лет. С другой стороны, у спиртовых заводов начинаются проблемы со сбытом продукции через продуктовые сети. Долгие годы продуктовый ретейл торговал алкоголем с хорошим уровнем маржинальности. Но это прекратилось после активного развития «Красного и Белого». А активное развитие стало возможным, потому что сеть обрушила розничные цены. В магазинах «Красного и Белого» цены были ниже порой на 20-30%, чем в «Пятерочках» и «Магнитах». В ответ продуктовые сети в 2017 и 2018 годаху стали планомерно давить на своих поставщиков, чтобы те снижали цены. А по той продукции, где не смогли добиться нужной закупочной цены, они стали импортировать самостоятельно. В топ-10 крупнейших алкоголя в Россию половина, если не больше, это компании федеральных продуктовых сетей», — говорит генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков.
Сами с усами
Федеральные продуктовые ретейлеры действительно сами стали импортировать алкоголь. «Лента» занялась прямым импортом в 2015 году, но она также закупает алкоголь и у сторонних дистрибьюторов. «Магнит» и вовсе продает только ту алкогольную продукцию, что сам импортирует. Ни "Магнит", ни X5 Retail Group на запрос MarketMedia не ответили.
В пресс-службе «Ленты» сообщили, что за последние 3 года (с 2015 по 2018 год) доля продаж крепкого алкоголя, который ретейлер самостоятельно импортировал, выросла в рублях с 0,8 до 1,6%, в натуральном выражении — с 0,7 до 1,5%. По вину динамика выше — с 2,2 до 6,2% в рублях и с 2,1 до 5,7% в штуках. Большую часть вина ретейлер закупает во Франции, Грузии и Италии, коньяк — в Армении. Что касается продаж алкоголя под частной маркой сети, то с 2015 по 2018 год они выросли с 1,4 до 4,5% в рублях.
«Продуктовые сети занялись в первую очередь импортом вина. Но поставки крепкого алкоголя и пива все равно остаются за производителями, так как у продуктовых сетей, как они ни старались, не получилось эту нишу завоевать, они много раз пробовали, но ничего не вышло», — говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
Если проанализировать статистику топ-20 крупнейших импортеров вина в натуральном выражении за 2018 год, то видно, что лидеры рынка снизили свои объемы ввоза вина в Россию (без учета СНГ) по сравнению с 2017 годом. Так, например, лидер рейтинга «Лудинг» снизил объемы в натуральном выражении на 14,14%, «Симпл» — на 11,7%, Alianta Group — на 19,58%, ТД «Арома» — на 2,2%. В целом по итогам 2018 года топ-20 импортеров вина сократил объемы ввоза в Россию продукции на 10,5% в натуральном выражении.
Креатив правительства
В июне Министерство здравоохранения России одобрило идею создания специальных магазинов, где будут продаваться спиртные напитки и табачная продукция. Как сообщила газета «Известия», вход в эти магазины несовершеннолетним будет запрещен. При этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития к проекту отнеслись скептически.
Участники рынка считают, что дальше идеи эта инициатива не пойдет. «Это все пиар. Ничего такого приниматься не будет, ФАС этого не допустит, да и правительство тоже. Негативный опыт создания региональной специализированной алкогольной розницы был в Якутии. С 1 января 2015 года местные власти запретили продавать алкоголь всем магазинам, кроме специализированных точек. В итоге продуктовые магазины убрали с полок продукты питания и стали торговать чисто алкоголем, и через месяц в Якутии стало вместо 100 алкомаркетов уже 800. Почему алкомаркеты стали активно появляться после 2012 года? Регионы получили право рулить региональным рынком вплоть до введения сухого закона, и начался пиар на разных аспектах этой деятельности. Это ситуация стала отправной точкой для развития «Бристоля» и «Красного и Белого»», — говорит Вадим Дробиз.
По мнению эксперта, алкомаркеты действительно заняли свою нишу, но бум развития лидеров рынка «Бристоля» и «К&Б» прошел. Они не будут развиваться уже такими темпами.
По данным INFOLine, лидером по количеству открытий в 2018 году ожидаемо стала сеть «Красное & Белое», открывшая 2 тыс. магазинов. На втором месте по выручке — «Бристоль», открывший 300 магазинов (в 2017 году — 400 магазинов), на третьем — «Арыш Мае», однако ретейлер практически не развивался в 2018 году.
1. «Красное & Белое» (Челябинск). Лидер среди специализированных сетей по числу розничных точек. В 2018 году компания открыла более 2 тыс. магазинов. На 1 января 2019 года сеть насчитывала 7,347 магазинов. Выручка в 2018 году выросла на 40%, до 300 млрд рублей (без НДС), по оценке INFOline.
Под занавес 2018 года сеть «Красное & Белое» стала главным героем новостей. За неделю до Нового года на складах и в челябинском офисе компании прошли обыски, нагрянули сотрудники ФНС, Росалкогольрегулирования, ФСБ и ОМОНа. В пиковый предпраздничный сезон работа самого быстрорастущего алкоретейлера в России была парализована.
В январе этого года ГК «Дикси» и «Бристоль» (принадлежат бизнесменам Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву) с сетью «Красное и Белое» (принадлежит Сергею Студенникову) объявили о намерении объединить компании в единый розничный бизнес. В объединенном бизнесе Кесаеву и Кациеву будет принадлежать 51%, Студенникову — 49%. Условия сделки не раскрываются. В апреле Федеральная антимонопольная служба одобрила объединение сетей, и сейчас идет процесс объединения. В результате будет создан третий по обороту в стране ретейлер с выручкой более 600 млрд рублей.
2. «Бристоль» (Нижний Новгород). Сеть принадлежит владельцам ГК «Меркурий», в которую входят дистрибьюторская группа «Мегаполис» и розничная DIXY Group (сети «Дикси», «Виктория», «Квартал», «Минимарт»), Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву. Оба входят в рейтинг «200 богатейших бизнесменов России 2018».
«Мегаполис» приобрел в 2001 году нижегородского табачного оптовика «Бристоль», основанного предпринимателями Игорем Саляевым, Валерием Васиным и Александром Пыжиковым в 1992 году. На момент сделки было более 120 магазинов.
По итогам 2018 года «Бристоль» насчитывала 3,3 тыс. магазинов, открыв за год 300 точек. Ее оборот INFOline оценил в 81,6 млрд рублей (без НДС).
3. «Арыш Мае» (Казань). Сеть развивается пока только на территории Татарстана, входит в АО «Татспиртпром», принадлежащее правительству этой республики. Сеть активно представлена в мелких сельских поселениях.
В 2018 году компания не открывала новых магазинов, на 1 января сеть насчитывала 1,5 тыс. торговых точек, а оборот за прошлый год составил 15 млрд рублей.
4. «Ароматный мир». Сеть принадлежит одному из крупнейших импортеров и производителей алкоголя ТД «Арома», которым владеют Валерий Задорин (87,5%) и Павел Задорин (12,5%).
Сеть «Ароматный мир» на 1 января 2019 года насчитывала 451 магазин, а ее выручка составила 11,5 млрд рублей.
5. «Экстрасиб» VS «ВинЛаб». Пятое место в рейтинге делят новосибирская сеть алкомаркетов «Маркет», принадлежащая местному ТД «Экстрасиб», и активно растущая «ВинЛаб», принадлежащая производителю водки Beluga Group.
На 1 января сеть дистрибьютора «Экстрасиба» насчитывала 698 магазинов (представлена преимущественно в Новосибирске). Оборот сети за 2018 год составил 11,5 млрд рублей. Такая же выручка, по оценке INFOLine, и у сети «ВинЛаб», насчитывающей на 1 января 2019 года 500 магазинов.