Если говорить про рост или не рост бизнеса и различные макрофакторы, вопрос в том, что мы обсуждаем – рубли или реальное потребление. Слабо кто помнит за последние десятилетия инфляцию такого уровня во всем мире. Мы в России также видим эту инфляцию, параллельно с разрушением цепочек поставок. Плюс слабая валюта. Инфляционный рост на сегодняшний день превышает физический рост. Поэтому сам по себе оптически рынок выглядит как растущий, но с точки зрения физического потребления ситуация совершенно иная. У людей не становится больше денег и возможность закрывать свои базовые потребности сваливается в усиление рационального потребления – попытка купить калории по все более низкой цене.

Второй важный момент – тренд отрицательной демографии. По прогнозам у нас ожидаются улучшения в 2023-2024 годах. Но пока мы видим, что ничего хорошего не происходит в ситуации, при которой меньшее количество людей, несмотря на субсидии, получает меньшее количество денег и не располагает ими для потребления. Поэтому в слабом инфляционном рубле мы и видим вроде бы рост, но физическое потребление скорее падает – ничего волшебного не происходит, чудес не будет. Другой вопрос, как меняются каналы, как реагирует рынок, какие мы видим тренды.

Потрясения рождают новые решения, которые катализируют, например, развитие e-commerce. Да, он стал расти гораздо быстрее, его доля растет. Помимо этого тренда, мы будем видеть и в этом году и в следующем резкую консолидацию игроков (и ретейле, и в производственном бизнесе, и в платформенных решениях), новые каналы и новые предложения. Параллельно с попытками постоянно повышать операционную эффективность и по дороге бороться с разрушенными цепочками поставок.

Что касается других факторов, влияющих конкретно на наш бизнес, нужно понимать, что Сибирь и Дальний Восток – это 70% территории страны. Территории такого размера с таким небольшим количеством проживающих на ней людей нет нигде, в этом плане мы уникальное образование. В ситуации, когда эта история сопровождается отсутствием точек производства продуктов питания на этой территории, главным вопросом становится логистика, логистика и еще раз логистика. Выстраивая цепочки поставок в тех длинных плечах, с которыми мы имеем дело, мы чувствуем общемировой кризис цепочек поставок еще острее.

Поэтому делаем ставку на доступность, постоянную гибкость в принятии решений, в том числе на возможность закрывать потребности имеющимся ассортиментом. Последняя миля и обеспечение проживающих на этой территории потребителей – суперважная задача с точки зрения операционной эффективности. Точно также как и выстраивание первой мили – эффективная входящая логистика, эффективное входящее планирование, использование всех инструментов (прогнозирование, информация на уровне персональных данных) для доставки товара в нашу географическую зону. Для нас это ключевая история. Что бы не происходило в виртуальных мирах, все равно как-то до человека в Красноярском крае или Иркутской области нужно довозить продукты.

На мой взгляд, у нас на рынке невероятный уровень неэффективности – планирования, самих по себе цепочек, лишних звеньев, лишняя обработка документооборота и так далее. А также просто действий, которые мы совершаем и за которые платим. В итоге ни в какие рамки не годящаяся производительность. Нужно заниматься оптимизацией цепочек. Говоря о том, как закрывать проблемы с ростом стоимости цепочек или ростом стоимости сотрудников, ответ простой – перестать заниматься ерундой. Сокращать ненужные операции. Сначала убить операции, а потом оставшиеся закрывать человеческими ресурсами любого рода (фриланс и так далее).

Если говорить о том, как мы собираемся работать, чтобы снижать удельную себестоимость доставки, мы закладываем снижение всех логистических костов. Сегодня мы на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири имеем катастрофическую неэффективность с большой многоуровневой дистрибуцией в каждом звене. Наша стратегическая задача на ближайший год спрямить цепочки и снизить затраты для всех участников, прежде всего для потребителя. И я бы всех к этому призывала. Конечно, можно страдать от того, что нет контейнеров и автомобилей. Но можно включить голову и понять, как оптимизировать процесс. Любая жесткая ситуация на рынке, а также жесткий дефицит рождают необходимость включить соображалку и предпринять молниеносные действия. Когда все хорошо и тарифы низкие, никто никакой оптимизацией не занимается.

Из выступления на Retail Business Russia 2021