Депутат Олег Лебедев (фракция КПРФ) внес на рассмотрение Госдумы поправки в ФЗ «О защите прав потребителей» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Он предлагает обязать магазины соблюдать четкие правила при проведении распродаж: исходная цена на товар не должна превышать среднюю за 6 месяцев до начала распродажи, размер скидки должен быть представлен в виде фиксированной суммы и процента. Кроме того, запрещается указывать информацию, которая может ввести покупателя в заблуждение относительно снижения цены на товар.

«Информирование потребителей о снижении цен на товары (предоставление скидок, проведение акций и т.п.) является одним из наиболее распространенных способов стимулирования продаж. При этом в РФ правовые основы и законодательные требования к проведению распродажи товаров не установлены. Сложившаяся правовая неопределенность допускает злоупотребления и широко используется для увеличения продаж и получения дополнительной выручки», — так Олег Лебедев объясняет необходимость принятия своего проекта. Он надеется, что новый закон значительно сократит число невыгодных покупок и «позитивно отразится на финансовом благополучии потребителей».



Действительно, сегодня большая часть ретейлеров проводят акции стимулирования продаж фактически круглогодично, сменяя одни акции другими. По данным Fashion Consulting Group, 85% россиян ищут скидки и в обычных, и в интернет-магазинах и сравнивают цены в разных местах. Более трети российских покупателей вообще не рассматривают варианты покупок одежды без скидок. Многие мелкие компании, зная, что люди ожидают скидок, заранее искусственно увеличивают наценку, чтобы заявить скидку 50%, хотя за этим стоит реальная скидка не более 10-15%.

Колонку генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс можно почитать здесь



«В этом году «черная пятница» выпадает на 29 ноября, и уже сейчас интернет-магазины завлекают скидками и акциями, в которых легко запутаться. Многие россияне скупают товары по акции, даже не задумываясь, что именно они приобретают, — ведь скоро новогодние праздники, а еще нужно купить теплые вещи или лыжи с коньками. Кроме того, многие магазины поступают нечестно и поднимают цены до акции, а накануне «черной пятницы» опускают, подсвечивая гигантские скидки», — подтверждают проблему фальшивых скидок в пресс-службе «Яндекс.Маркета». Этот агрегатор цен запустил алгоритм «честных скидок», который позволяет отследить динамику цен на товары.


Историю «черной пятницы» в России можно посмотреть здесь



Придется печатать метровые чеки
Опрошенные MarketMedia эксперты считают, что депутат не учел специфику как розничной торговли, так и онлайн-магазинов. В выдвинутом законопроекте содержатся требования, которые не проработаны с участием отраслевых экспертов и вызывают большое количество вопросов, заявили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). «Под приведенное определение «распродажа товаров — реализация товаров по сниженным ценам» подходит практически весь ряд активностей, связанных со снижением цены. Включая, например, промоакции, предоставление скидки по времени приобретения (скидка, предоставляемая торговыми точками во время снижения потока покупателей), скидки по картам лояльности и социальным картам, предоставление специальных скидок (например, в день рождения) и многие другие. Надо учитывать, что торговые предприятия совместно с производителями круглогодично проводят промоакции, доля промотоваров в крупных сетях достигает 35%, а пиковые значения могут превышать 50%. С учетом скидок по картам лояльности, скидок по социальным картам, скидок держателям карт определенных платежных систем и многих других, подробную информацию придется предоставлять чуть ли не по каждому товару при каждой покупке», ­— недоволен директор по внешним связям АКОРТ Илья Власенко. Он называет инициативу депутата Лебедева технически нереализуемой, поскольку покупателям придется выдавать на кассе чеки длиной несколько метров.

«Нерешенными остаются и другие вопросы: как определять цену на товар «среднюю за 6 месяцев», если это новый товар, он только поступил в продажу, а именно на эти товары распространяются стандартные промоакции? Или как считать упомянутую «среднюю» цену на товар, если товар сезонный и продается всего несколько месяцев в году? Как вести статистику для небольших магазинов с постоянно меняющимся ассортиментом? Во сколько обойдется всем торговым предприятиям разработка и внедрение подобных дополнительных систем учета и как это повлияет на цены?» — недоумевает Илья Власенко. В АКОРТ уверены, что в российском законодательстве уже содержатся исчерпывающие нормы о предоставлении покупателю информации о товаре, включая его цену, и об ответственности за это производителя и продавца. Введение каких-либо дополнительных ограничений и требований без привлечения отраслевой экспертизы и проведения соответствующей оценки законопроекта — не обоснованно и приведет к возникновению серьезных трудностей для ведения бизнеса, соответствующих расходов и увеличению розничных цен.

Забыли о e-commerce
«Необходимость законодательного урегулирования порядка проведения распродаж назрела давно, поскольку сегодня объявление о распродаже является самым эффективным фактором, побуждающим потребителя к совершению покупок. Это зачастую используется для введения потребителя в заблуждение о реальной выгоде приобретения товара в период распродаж», — констатирует юрист практики разрешения споров Rightmark Group Анна Пронина. Она считает, что предложенный в законопроекте механизм представляется достаточно эффективным и позволит предотвратить намеренное завышение цен на товары перед проведением распродаж, чем сейчас зачастую злоупотребляют недобросовестные продавцы. «Вместе с тем данный порядок имеет, на наш взгляд, несколько существенных пробелов, например, он будет неприменим к разовым акциям, проводимым в магазинах еженедельно, в связи с чем ряд продавцов могут отказаться от проведения массовых распродаж в пользу единичных акций. Также предложенным нововведением не предусмотрены особые условия и механизмы регулирования цен при онлайн-торговле, которая так популярна последнее время», — подчеркивает Анна Пронина.

«Законопроект направлен на борьбу с маркетинговыми стратегиями, которые мешают потребителю оценить выгодность совершаемой сделки. Однако если обязательное указание размера скидки (в фиксированной величине и в процентах) можно считать ужесточением уже имеющихся правил, то обязанность устанавливать верхний предел исходной цены с оглядкой на исторические цены — новое явление», — отмечает старший юрист коммерческой практики юридической фирмы VEGAS LEX Анастасия Чередова. По ее прогнозам, законодатель может встретить сопротивление со стороны бизнеса, поскольку эти изменения подразумевают вмешательство в процесс свободного ценообразования. Подобные меры могут как повлечь заблаговременный рост цен, так и в целом снизить готовность торговых объектов проводить распродажи.

Пожаловаться на рекламу
До сих пор единственной возможностью для покупателя наказать магазин была жалоба в антимонопольное ведомство на недостоверную рекламу о размере скидки, которую магазин предоставляет во время распродаж. В пресс-службе ФАС России не смогли ответить на вопрос, сколько таких жалоб к ним поступает. Хотя периодически ведомство рапортует о рассмотрении таких дел. Например, в апреле 2019-го сеть гипермаркетов «Лента» уличили в распространении недостоверной рекламы о размере скидок. Компания рассылала постоянным клиентам sms с обещанием скидки 40% на определенный товар. Заявление о недостоверной рекламе в антимонопольную службу написала жительница Барнаула, которой в день акции при покупке отказали в 40%-ной скидке на шампунь. Она получила лишь обычную скидку 5% по карте постоянного покупателя. После проверки региональное УФАС оштрафовало «Ленту» на 100 тыс. рублей. В конце 2018 года рекламу молока с большой скидкой в сети «Ашан», которую не пробивали на кассе, нашли в Московской области. Ретейлеру грозил максимальный размер штрафа за такое нарушение — 500 тыс. рублей.

В подготовке текста участвовала Амера Карлос