Почти четыре месяца простоя не смогли пройти бесследно для рынка коммерческой недвижимости. Коронакрисиз нанес удар сразу по трем фронтам этого рынка: посетителям торговых центров, которые временно лишились возможности покупать и пользоваться услугами, арендаторам, многим из которых просто запретили вести бизнес во время карантина, и арендодателям, для которых доход от аренды был единственным источником заработка.

Наша управляющая компания уже 15 лет на рынке. Так что, этот экономический кризис оказался для нас третьим по счету. Мы ожидали кризисных явлений в экономике в начале этого года, поэтому составили план действий в ситуации «Ч». Но, как говорится, «все смешалось в доме Облонских»: обвал рубля и китайский вирус сделали этот кризис очень специфичным. Двойного удара не ожидал никто. И действовать приходилось, в прямом смысле, по ситуации.

Рассказ Андрея Брауде о том, как ТЦ Екатеринбурга переживали карантинную блокаду, можно прочитать здесь.



Многие арендаторы торговых площадей столкнулись со сложностями при выплате аренды. Те, кто не закрыл бизнес в первые недели, массово просили о скидках и отсрочках платежа на смутные времена. Более того, такое право за ними закрепил Кремль. Первого апреля вместе с кредитными каникулами государство ввело и арендные каникулы, воспользоваться которыми могли компании из наиболее пострадавших отраслей (общепит, развлечения, непродовольственный ретейл). Получить льготы пытались и фирмы других профилей, которые тоже столкнулись с падением доходов, пусть и не столь серьезным.

Как всегда бывает в начале кризиса, крах ввел людей в ступор. Многие игроки рынка не сразу решались на активные действия, а занимали выжидательную позицию. Профессиональное сообщество в лице РГУД при нашем участии подготовило обращение к главе Правительства РФ Михаилу Мишустину. Реакция государства была следующей: если дадите скидки арендаторам, мы тоже вам поможем (речь шла о незначительных налоговых преференциях). Но толку в этой стратегии не было никакого, потому что предоставление отсрочек только усугубляло ситуацию, увеличивая риски собственников недвижимости и арендаторов. Власти поступили хитро - свалили груз ответственности на собственников и управляющие компании: «денег нет, но вы держитесь» и разбирайтесь со своими арендаторами, как хотите.

Мы активно следили за рынком Екатеринбурга в период вируса. Многие предприниматели начали объединяться в коллаборации, даже в тех видах бизнеса, где ранее была конкуренция. На период пандемии эта схема оказалась очень даже рабочей и действенной. Экономическая нестабильность подталкивала людей к активным действиям. А совершать их лучше сообща.

Будем честными, в первый месяц кризиса рынок коммерческой недвижимости испытал серьезное потрясение. Это в первую очередь связано с большой неопределенностью, необычностью ситуации. Людей закрыли дома без возможности зарабатывать, им запретили вести бизнес. Вирус вирусом, но торговые объекты нужно обслуживать, охранять, отапливать и убирать - от этой статьи расходов нас, как управляющую компании, никто не освобождал.

Что же мы делали, чтобы сохранить бизнес и удержаться наплаву даже в такое сложное время?

Первое, что мы сделали: сели за стол переговоров с арендаторами, выслушали друг друга и постарались найти компромисс. Несмотря на 4 месяца блокады, нам удалось сохранить почти 100-процентный пул своих резидентов, что еще раз подтверждает, эффективность долговременной партнерской стратегии.

Так как мы занимаемся объектами коммерческой недвижимости, самое главное, что нам пришлось сделать в период вынужденного карантина, это оптимизировать расходы и перевести здания в режим максимальной экономии при соблюдении требований безопасности.

Вынужденный простой бизнеса поменял поведение некоторых предпринимателей. Все компании, которые имеют такие возможности, начали уделять особое внимание развитию онлайн-деятельности: открывать или расширять интернет-магазины, опробовали перевод сотрудников на удаленную работу.

Как до пандемии выглядел рынок торговой недвижимости Екатеринбурга, читайте здесь.



Во времена кризиса многие компании сосредотачиваются на срезании «костов» и выживании, забывая о развитии. Мы, в силу своего большого опыта, напротив считаем, что кризис – это отличный повод проявить себя. Именно поэтому в период вируса мы активно реализовали несколько крупных проектов, в частности, выпустили большую документальную видеоработу «REDtalk. Эффективные переговоры с арендаторами». Кроме того, запустили программу для собственников коммерческой недвижимости «Антикризис», нацеленную на вывод объектов из тяжелого финансового положения и провели ряд рекламных кампаний. Активно ведем работу по расширению портфеля.

Любой кризис – это проверка на прочность. Но не все проходят эту проверку с достоинством. Опыт прошедших месяцев показал, что некоторые компании все же «ломаются» под давлением финансовой нестабильности. Со своей стороны скажу, что к подобным явлениям приходится морально готовиться: набираться опыта, прокачивать свои скиллы и просчитывать все на несколько шагов вперед. Расслабляться нельзя. Думаю, это не последний кризис в нашей жизни.