Законопроект, отменяющий запрет на продажу лекарств через Интернет с доставкой на дом, находится на рассмотрении в Госдуме уже 2 года. На осенней сессии 2019 года инициатива имеет все шансы выйти на финишную прямую. Депутаты активизировали работу над поправками к документу. Есть все шансы, что он вступит в силу в 2020 году.
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева сетует, что позиция депутатов сводится к тезису «аптеки захватили монополию на лекарственном рынке, и с этой монополией нужно что-то делать. Давайте отдадим дистанционную продажу оптовым компаниям и тем самым разгромим монополию аптек».
Успешные примеры работы фармацевтических дистрибьюторов в e-commerce уже есть. На онлайн-сервис Apteka.ru компании «Катрен» по итогам 2018 года приходилось 31% от общего объема заказов лекарственных средств через Интернет в России. Популярность у покупателей Apteka.ru снискала за счет низких, практически оптовых цен, в среднем лекарства можно купить на 20% дешевле, чем в обычных аптеках. Естественно, что перспектива запуска подобных проектов оптовиками не радует классические аптеки, которые окажутся с ними в неравных условиях.
О росте количества заказов в российских интернет-аптеках читайте тут
Среди вопросов, которые также обсуждаются в Госдуме, — регулирование маркетинговых бонусов. Приоритетную рекомендацию конкретного препарата покупателям в рамках маркетинговых договоров между аптечными сетями и производителями могут запретить. Под запрет могут попасть и собственные торговые марки (СТМ) в аптеках.
При этом едва ли не единственная инициатива снизу, которая исходила от аптечных сетей, по установлению минимального допустимого расстояния между аптеками, чтобы запретить открывать новые точки дверь в дверь, понимания у чиновников не нашла. В ФАС не поддержали эту инициативу, поскольку посчитали, что она противоречит развитию конкуренции. Более того, к 15 октября ФАС должна представить в Госдуму свои предложения по снижению уровня монополизации на аптечном рынке.
«Следующий год будет годом перемен, пересмотром всей структуры рынка. Закон введет новые понятия, которые изменят рынок. Появится определение аптечной сети, аптечные ассоциации тоже начнут регулировать. Рынок будет совершенно другой. Мы даже не представляем, каким он может стать», — говорит Нелли Игнатьева.
Год перемен
«Мы ждем принятия закона, который позволит продавать лекарства онлайн. Это очень актуальный для нас вопрос», — подчеркивает менеджер по развитию бизнеса Aliexpress и Tmall Анастасия Лысикова. По ее словам, Россия будет первой страной, где Aliexpress планирует запустить фармпроект. Продавать лекарства через маркетплейсы смогут как производители, так и дистрибьюторы. Пока ни в Китае, ни в одной другой стране мира лекарства на этом маркетплейсе не продаются.
«По количеству изменений следующий год будет сопоставим с началом начал. Введение маркировки, легализация доставки, активизация аптечных проектов «Магнита», Х5 Group, смена потребительских предпочтений между БАДами и лекарственными средствами. Каждый оценивает свое место в этом будущем мире по-своему. Мы смотрим на это как на окно возможностей», — оптимистичен генеральный директор российской ассоциации независимых аптек АСНА Александр Шишкин.
Топ-20 аптечных сетей в России смотрите здесь
«В предыдущие годы многие думали: я приду в другой регион и сделаю лучше, чем те сети, которые уже были там представлены. Приходили, понимали, что лучше не получается, и начинали опускать цены. У нас получился кровавый океан, в котором никто ничего не зарабатывает, все только теряют. И весь рынок жил только на том, что были товарные кредиты от производителей дистрибуции и от дистрибуции к аптекам», — констатирует генеральный директор аптечной сети «НеоФарм» Евгений Нифантьев. Поэтому его больше беспокоит другое готовящееся нововведение. «Из того, что я видел в документах рабочей группы, они хотят ограничить отсрочку платежа по лекарственным препаратам до 60 дней (сейчас 90 дней. — Ред.). К сожалению, депутаты сначала делают, а потом думают, что же они натворили. Можете себе представить, что с нашим рынком случится? Может произойти коллапс. Многие вымрут, как после ядерной зимы. Останутся только те, кто жил по средствам. Вопрос в том, кто будет развиваться дальше. Те, кто выживет, или Aliexpress с «Магнитом»? Назрел пузырь, который готов прорваться в 2020 или 2021 году», — пессимистичен Евгений Нифантьев.
«У дистрибьюторов тоже есть свои планы по продажам перед производителями, есть необходимость формировать доходную часть. Очень глупо самим себе наступать на горло, ограничивая возможности аптек», — считает директор по развитию фармацевтической компании «Пульс» Сергей Еськин.
Самое слабое звено
Собственник аптечной сети «Здоровье» Василий Слепов прогнозирует, что сокращение отсрочки приведет к перетеканию долга перед дистрибьюторами, к росту долгов перед банками. Банки начнут зарабатывать больше, дистрибьюторы — меньше. «Страхи дистрибьюторов понятны, мы входим в зону турбулентности в следующем году, вслед за аптеками по принципу домино может потянуть за собой весь рынок. На рынке есть кассовые разрывы. Дистрибьюторы понимают, что в целом, если брать аптеки, у аптечных сетей нет тех денег, что они должны дистрибьюторам. Производители тоже понимают: если аптеки не рассчитаются с дистрибьюторами, им будет нечем заплатить производителям. Начинается кризис доверия», — отмечает Василий Слепов. По его словам, для крупных сетей следующий год станет годом возможностей, потому мелкие могут не выжить. «Кто-то будет схлопываться, что-то рушиться, рынок расчистится, и можно будет начать зарабатывать», — рассчитывает он.
Сколько составил объем розничного аптечного рынка России по итогам года смотрите здесь
«В итоге это выльется в то, что слабые будут уходить, а средние, сильные и крепкие выживут и продолжат расти. Сегодня на рынке много мыльных пузырей, которые лопнут, — согласен собственник сети «Аптека Экономная 24» Артем Варданян. — К этому приведут ужесточение условий налоговой законодательства, отмена ЕНВД, введение маркировки, отмена маркетинговых договоров».
«Следующий год будет сложным. Количество изменений, которые произойдут на рубеже 2020-2021 годов беспрецедентно, такого раньше не было. Страшны не сами изменения, а готов ли к этому рынок. Некоторые аптечные сети даже к маркировке лекарств не готовятся. Для нас как дистрибьютора сеть, которая не готова к маркировке, — это большой риск. Как мы с ними дальше будем работать?» — волнуется первый заместитель генерального директора центра внедрения «Протек» Владимир Малинников.
«Эти нововведения не были бы проблемой, если бы у нас были годы впереди, четкие правила и понимание, как по ним работать. Из того, как строятся законодательные инициативы, все проблемы переносят на последнее звено — на аптеки. И это не может не удручать», — резюмирует генеральный директор сети «Аптека Фарма» Александр Миронов.