В настоящее время розничный рынок обуви в России кардинально меняется. Место ушедшего в результате банкротства лидера отрасли ГК «ЦентрОбувь», имевшего в 2014 году около 1,5 тыс. магазинов, по выручке заняла демократичная сеть Kari (см. топ-35 сетей), следом идет Zenden, затем Ecco, следует из данных «РБК Исследование рынков».

Однако, по подсчетам консалтингового агентства Dear Progress, второе место уже занимает ГК «Спортмастер» с долей рынка 2,7% (которую «РБК. Исследование рынков» не учитывает в своем рейтинге), на третьем – Zenden – 2,5% и затем ГК «Обувь России» с долей 1,3%. Доля 10 крупнейших сетей занимает всего 15% розничного рынка страны.

Среди крупнейших импортеров обуви в Россию значатся ГК «Детский мир», «Спортмастер», «Ашан». Растут объемы импорта у одежных розничных компаний Inditex (бренды Zara, Bershka, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius), H&M, LLP SA (сети Cropp, House, Mohito, Sinsay, Reserved), свидетельствуют данные ФТС России.

По данным Discovery Research Group, объем обувного рынка в России в 2018 году увеличится на 4% и превысит 1,4 трлн рублей по отношению к 2017 году (объем производства плюс импорт, без учета экспорта).

Топ-30 обувных сетей России

Между молотом и наковальней
Розничный обувной рынок – один из самых непрозрачных в отрасли. Серые игроки рынка не доплачивают как минимум 22 млрд рублей налогов в бюджеты всех уровней.

По данным «РБК Исследование рынка», 34% обуви продается в магазинах, где присутствует контрафакт. Но сама доля контрафактной обуви не превышает 10% от рынка. Покупатели спортивной обуви известных брендов с контрафактом сталкиваются в полтора раза чаще. Основной канал поставки – Китай. Управляющий партнер венчурной группы The Untitled ventures Константин Синюшин, считает, что доля контрафактной обуви в России в зависимости от сегмента варьируется от 10 до 35%.
  
«Долю контрафактной обуви в России достаточно сложно оценить — цифры варьируются. Эта проблема особенно актуальна для сегмента дешевой обуви, нелегальный импорт в основном продается на вещевых рынках, в неорганизованной рознице, доля которой на рынке все еще велика. В среднеценовом и высоком ценовом сегментах эта проблема менее ощутима», – говорит PR-директор ГК «Обувь России» Наталья Паули.

Основатель Zenden Андрей Павлов также отмечает, что на российском рынке огромное засилье контрабанды: «Купить в магазинах кроссовки под видом Adidas или NewBalance за 900 рублей не является проблемой. Наша молодежь с удовольствием идет в эти магазины, в эту серую зону. И это наносит очень сильный удар по белым компаниям. Мы между молотом и наковальней: между западными популярными брендами и контрабандным полем, которое паразитирует именно на этих брендах».

По оценкам Минпромторга, объем теневого сектора в целом всех товаров легкой промышленности составляет 30% от суммарного объема импортируемых и производимых товаров этого рынка на территории страны.

За картошкой и сапогами
В настоящее время российский обувной рынок кардинально меняется, говорят его участники. По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, во-первых, активизировался процесс слияний и поглощений, причем не только среди ретейлеров, но и среди производителей. Например, компания «Егорьевск-обувь» (ТМ «Котофей») в прошлом году приобрела 100% акций ЗАО «Обувьпром» (ТМ «Топ-Топ»), в 2016 году Zenden приобрела обувные сети Mascotte и Thomas Münz. Также за последние несколько лет с российского рынка ушли такие отечественные обувные игроки, как Obuv.com, Primorosso, Little Black Shoe, американские сети Payless, Rockport. Значительно сократила число магазинов сеть «Сити Обувь». Во-вторых, крупные игроки занимаются диверсификацией бизнеса. ГК «Обувь России» начала продавать одежду из кожи, линии бесшовного белья и домашней одежды, товары для дома. Также компания рассматривает новые направления работы – с сектором крупных оптовых клиентов и крупных отраслевых предприятий. «Эконика» расширила линейку аксессуаров. Ежегодно доля продаж сумок и аксессуаров в этой сети прирастает на 30-40%, и в дальнейшем сеть собирается усиливать эту категорию. Компания Kari стала развивать сеть магазинов детских товаров Kari Kids, а демократичная Zenden Group выходит в более дорогой сегмент за счет вывода в этом году на российский рынок двух итальянских брендов – Sergio Tacchini и Carrera.

Участники рынка отмечают, что спортивные, одежные и продуктовые сети (которые торгуют непродовольственными товарами) в последние годы активно наращивают продажи повседневной обуви. «Если взять первую десятку игроков по продаже обуви в парах, то в нее входят «Детский мир», «Спортмастер», «Ашан», «Лента». Растут объемы импорта у Inditex, H&M, «Глории Джинс», LPP, «Твое». Все одежные сети создают капсульные коллекции, которые включают и обувь. Идет увеличение продаж обуви у операторов одежды. Это не просто тренд, а очень большой тренд», – говорит основатель Zenden Андрей Павлов. Ретейлер со ссылкой на данные ФТС России приводит следующие цифры: лидер рынка Kari ввезла из Китая в Россию в 2016 году более 12,5 млн пар обуви, «Спортмастер» – 5,8 млн пар, «Детский мир» – 3,5 млн пар, «Ашан» и «Лента» – по 2,8 млн пар (для сравнения: сеть Ecco продает 1,5 млн пар обуви в год).

Объемы продаж классической обуви (ботинок, туфель) сокращаются в пользу роста продаж обуви в стиле casual (кроссовки, cлипоны, кеды), поэтому сильно растут продажи обуви у спортивных сетей Nike, Adidas и др. Андрей Павлов подчеркивает, что продуктовые сети продают кроссовки по 800-900 рублей, которые вполне можно носить, и тем самым составляют серьезную конкуренцию обувным сетям.

Однако генеральный директор консалтингового агентства InfoLine Иван Федяков считает, что продовольственные сети составляют обувным и одежным ретейлерам конкуренцию только в регионах, а в таких крупных городах, как Москва и Петербург, гипермаркеты, наоборот, испытывают определенные проблемы с реализацией непродовольственного сегмента, особенно одежды и обуви. «Есть одежные сети, которые по качеству выше, а те потребители, кому нужна низкая цена, идут в секонд-хенд или дешевые интернет-магазины. Гипермаркеты неэффективно управляют этой категорией товара, в итоге имеют низкую оборачиваемость, некоторые модели продаются по несколько лет. Сейчас ретейлеры думают, что делать дальше с этим ассортиментом, многие склоняются больше к тому, чтобы делать акцент на товарах для дома и посуде», – говорит Иван Федяков.

Слишком много
В настоящее время на розничном обувном рынке России наблюдается несколько трендов. Во-первых, происходит его обеление за счет проведения одной из самых масштабных реформ за последние десятилетия в рознице, цель которой вывести из серой зоны малый бизнес в сфере торговли, общепита, рынка услуг. Она стартовала с июля 2017 года и проходит в несколько этапов. Вся розница к июлю следующего года должна перейти на кассовые аппараты, передающие информацию о расчетах в ФНС в режиме онлайн (ФЗ-54).
  
По данным компании «Эвотор», онлайн-кассами в течение года будут оснащены около 4 млн торговых точек в России. По словам основателя ГК Zenden Андрея Павлова, в 2017 году розничный рынок обуви уже частично обелился. В прошлом году он насчитывал почти 400 млн пар обуви (с учетом легального производства и импорта) против 300 млн пар годом ранее, а по итогам этого увеличится до 450-500 млн пар.
  
«Сейчас мы ждем вообще передела рынка из-за введения онлайн-касс и маркировки обуви. Я надеюсь, что через год рынок обелится, а многие игроки с рынка уйдут, потому что такого количества сетей, как сейчас, на рынке обуви не надо. Эти сети даже посчитать невозможно. Если исходить из того, что сеть – это пять магазинов и более, то их по России сотни, в каждом городе свои локальные игроки», – говорит бизнесмен.

Россия – это страна дешевой обуви стоимостью до 3 тыс. рублей в рознице, и реализуется она преимущественно через вещевые рынки, независимые магазины и небольшие региональные сети, говорят эксперты. «Обувной рынок – третий по объемам потребительский рынок в стране после рынков продуктов питания и одежды. При этом он находится на начальной стадии своего развития: он слабо консолидирован, доля 10 крупнейших игроков на нем не превышает 15%, и по-прежнему значительный объем продаж осуществляется через небольшие сети, разрозненные магазины и вещевые рынки. В среднесрочной перспективе нижний сегмент, доля которого за последние 4 года выросла на 14%, до 65% в 2017 году, сохранит свое доминирующее положение. В течение длительного времени конкуренция между магазинами будет оставаться в ценовой плоскости», – говорит Анна Лебсак-Клейманс.