Я в компании «Табер Трейд» занимаюсь внутрироссийской логистикой, основная моя специализация — выстраивание грамотных логистических схем с первой до последней мили, как в секторе b2b, так и в секторе b2c. Наша компания не использует собственные логистические средства, мы логистику покупаем у провайдеров. Сквозь призму оптимизации логистических издержек расскажу о том, как мы вошли в этот карантин и как будем из него выходить.
Два месяца назад компания приняла непростое решение о закрытии магазинов традиционной розничной торговли до момента стабилизации ситуации. Основным направлением стал e-com. Как у всех остальных бьюти-ретейлеров, продажи выросли не просто в разы, а на порядок. Управление третьей стороной позволило нам минимизировать наши затраты на логистику. Пандемия коронавируса и требования, предъявляемые к социальной дистанции на складах, которые необходимо соблюдать, искусственно снизили пропускную способность складов, по моим оценкам, на 30-40%. На время пандемии пришлось увеличить расходы на аренду, увеличить площади, чтобы сохранить пропускную способность. Тем ретейлерам, у которых собственные склады, сложнее, они не могут быстро перестроить свои объекты.
Также мы избежали грустных историй, с которыми многие столкнулись в контексте вопросов ФОТ, вынужденного простоя сотрудников и тому подобного. Это нам, безусловно, помогло. Если абстрагироваться от эмоций и посмотреть на аутсорсинг через призму экономии денег, кто с чем вошел в кризис и с чем из него выйдет? Не нужно быть математиком, чтобы понять, что те, кто вошел в кризис со своим собственным фондом оплаты труда на штатных сотрудников, несмотря на проседание розничных продаж, столкнулись с тем, что необходимо нести затраты. Даже если компания выходит на простой, она обязана платить своему персоналу (Трудовой кодекс РФ требует платить не менее двух третей средней заработной платы работника во время вынужденного простоя. — Ред.).
Аутсорсинг персонала развивался в России очень гармонично где-то до 2018 года. На рынке было много серых компаний, которые демпинговали, и можно было очень быстро, буквально по щелчку найти работников. После чемпионата мира по футболу рынок стал обеляться и многие компании остались без возможности предоставления этой дешевой рабочей силы. Но сейчас я реально вижу необходимость в этом. Посмотрите, какие новые требования нам предъявляют: 10% штатной численности работодатель должен за свой счет проверить на COVID-19. Одна проверка стоит от 4 тыс. до 6 тыс. рублей. Штатный персонал — это определенная уверенность в людях, но любая уверенность в людях — это зависимость от них. В контексте логистики все схемы должны быть построены таким образом, чтобы зависимость от персонала была минимальной. Компаний, которые быстро поняли эти тренды и смогли сориентироваться на предоставлении качественного персонала, немного, буквально единицы. Пока час работы штатного сотрудника будет стоить дороже, чем привлеченного, более выгодным будет аутсорсинг. Во-первых, это дешевле, во-вторых, риски при таких ситуациях, как сейчас, минимальны. После выхода из кризиса очень многие ретейлеры и складские операторы задумаются о пересмотре процента своих и привлеченных работников в сторону привлеченных.
О том, какие форматы складов будут востребованы после карантина, читайте здесь
Сейчас в эпоху неопределенности готовых решений нет. В эпоху неопределенности любая компания может развиваться по нескольким сценариям. В классической схеме их три: оптимистичный, пессимистичный и нейтральный. В текущих реалиях есть еще и четвертый сценарий, который нам навязывает наше государство. Говорить о конкретных рецептах, по которым мы будем выходить из карантина, еще рано, потому что ограничения в каждом субъекте РФ свои, нужно быть готовым к тому, что открываться будем частями (в конце мая сеть «Подружка» открыла магазины в Казани, Ростове-на-Дону, Петрозаводске, Нижнем Новгороде и Туле. С 1 июня возобновили работу магазины в Москве и Московской области. — Ред.). Логистические структуры испокон веков были сервисными службами любой компании, на мой взгляд, должны быть предельно готовы к самым непредсказуемым реакциям. Мы должны стать на путь win-win-переговоров с нашими подрядчиками, чтобы при открытии магазинов в дальних регионах мы имели возможность за оптимальное время сделать туда поставку товаров. К запуску магазинов товар нужен на полках.
Мы отлично понимаем, что за время пандемии коронавируса и закрытия предприятий на карантин денег больше ни у кого не стало, люди обеднели. Восстановление покупательского спроса не будет молниеносным, оно не случится через месяц-два, а займет гораздо более долгий срок. К этому тоже нужно быть готовым. Любые логистические решения, которые используют ретейлеры, должны быть оптимальными до такой степени, чтобы никоим образом не влиять на добавочную стоимость продукции. Это наш курс на посткоронавирусный период.
Хочется отметить единственный положительный момент: в отличие от допандемийных времен, у нас не было четкого понимания поведенческих традиций в e-com, сейчас эти традиции формируются лавинообразными темпами. Мир уже не будет прежним, и нужно быть готовыми к этим изменениям. В это нужно погружаться и с точки зрения логистики.
На основе выступления на круглом столе «Эффективные меры по выходу из кризиса 2020» на площадке MallExpert