Как известно, по одежке встречают. И не только людей. Здания тоже оценивают по фасаду. «Презентабельный внешний облик помогает сделать из торгового объекта точку притяжения, особенно там, где таких «магнитов» не хватает. Но для этого нужен яркий фасад с высокой функциональностью. Важно также, чтобы здание не вступало в конфликт с окружающей застройкой и не растворялось в ней», — говорит партер и главный архитектор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.

Зеленый, динамичный и гуманный
Сергей напоминает, что архитектура — как зеркало общественной жизни: она отражает то, что происходит вокруг. «Сейчас в моде экологичность, забота о природе и осознанное потребление. Поэтому один из модных трендов оформления фасадов — озеленение», — говорит Сергей Никешкин. Правда, этот тренд скорее глобальный, чем российский (чаще всего торговые центры с зелеными фасадами появляются в Азии и на Ближнем Востоке), и у нас он вряд ли приживется из-за особенностей климата и дороговизны обслуживания. Тем не менее применение в отделке фасадов экоматериалов и панорамного остекления для оптимальной естественной инсоляции уже широко распространено в новых проектах российских ТЦ. «Современные технологии значительно упрощают и удешевляют производство отделочных материалов для таких проектов, а BIM-технологии позволяют решать самые сложные архитектурные задачи», — говорит Сергей Никешкин.

Основные работы по фасадам торговых центров

Еще один модный тренд, на который он обратил внимание, — это динамичность. «Для этого в отделке фасадов ТЦ активно используют отражающие материалы — из-за них здания в разное время суток имеют разный цвет. Создать визуальное разнообразие помогает архитектурная подсветка, а также digital-панели со сменяющими друг друга рекламными роликами», — добавляет архитектор.

«У каждого молла должен быть свой характер. И фасад в том числе его создает. Но при этом объект должен сохранять гармоничные отношения с окружающим контекстом», — говорит директор архитектурной студии Chapman Taylor в России Рамчандра Хативада. Создавать такие здания, по его словам, непросто, но необходимо, поскольку люди все чаще приходят в торговые центры не столько за покупками, сколько за атмосферой. «Это должны быть гуманные пространства, где хочется находиться и куда хочется возвращаться», — уверен он.

Как создать гуманный молл, читайте здесь.



Чистая «Ривьера»
Сложные фасады, как любая красота, требуют жертв — а именно времени и денег на обслуживание. Об этом не понаслышке знает директор по маркетингу ТРЦ «Ривьера» Максим Лысенков. Внешность у этого столичного молла сложная: с архитектурными изгибами и пирамидальными выступами по всему периметру, с динамическим освещением, а также со встроенными карманами под инженерные коммуникации и медиафасады. Таким его спроектировали специалисты международного бюро «5+Design».

Мыть такой фасад приходится очень тщательно. А делать это нужно 2 раза в год. «Сначала фасад очищаем от пыли и грязи, потом — отмываем декоративные элементы и инженерные конструкции и, наконец, проводим окончательную влажную очистку», — говорит Максим Лысенков. При этом цифровой фасад, который занимает значительную площадь, приходится приводить в порядок по определенной технологии, так как далеко не всякие моющие средства подходят для этой цели. «А при нарушении технологии обслуживания могут появиться затемнения и выгорания отдельных участков экрана», — поясняет он.

С коллегой согласен Сергей Родионов, технический директор УК SVN (компания обслуживает в том числе ТРЦ «Ривьера»). «У этого торгового комплекса навесной вентилируемый фасад. В нем под декоративными панелями находится подсветка. Кроме того, имеется отрицательный угол — козырек наклонен вверх. Ухаживать за такой конструкцией непросто, и дело не только в мойке. За такими фасадами нужно тщательно следить, особенно когда на улице сильный ветер или проливной дождь. Из-за внешнего воздействия декоративные панели могут смещаться и даже падать. Чтобы избежать таких ситуаций, нужно 1-2 раза в неделю проверять, нет ли между ними зазоров», — поясняет он.

«Чтобы обслужить фасад с таким углом наклона, требуется не просто привлечение промышленных альпинистов, они еще будут вынуждены постоянно притягивать себя к фасаду, что потребует больше времени и, соответственно, увеличит стоимость услуг. С таким фасадом невозможно использовать крышный фасадный подъемник», — добавляет директор по техническому обслуживанию и эксплуатации департамента управления недвижимостью Colliers International Андрей Филиппов.

Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)Фото предоставлено пресс-службой
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)
Фасад ТЦ «Ривьера» (Москва)Фото предоставлено пресс-службой


Как выглядит торговый центр без входа и недостатков, смотрите здесь.



Как «ОZ Молл» борется за красоту
Как рассказала на конференции «Сила бренда» коммерческий директор «ОZ Молл» (Краснодар) Юлия Абдулагаджиева, минусов для собственника ТЦ в красивом фасаде едва ли не больше, чем плюсов. Дело в том, что «ОZ Молл» — самый большой и модный торговый центр России за пределами МКАД. Здесь на площади 227 тыс. м2 работают 300 магазинов. ТЦ знаменит не только своим масштабом, но и дизайном. И первое, что бросается в глаза, — его футуристический фасад. «Это торговый комплекс нового поколения и своеобразная достопримечательность юга России. Длина его фасада — 1,5 км, а высота в самой высокой точке — 26 м. Фасад выполнен из трех видов материалов — стекло, алюминиевые панели и сотовый алюминий, покрытый каменной крошкой. Причем все панели оригинальной конфигурации — ни одна не повторяется. Таким здание придумали архитекторы из бюро Dyer. У проекта много архитектурных премий, в том числе международных», — рассказывает Юлия Абдулагаджиева.

Выглядит фасад очень эффектно. Причем в темное время суток его подсвечивают специальные энергосберегающие диоды, и сценарий подсветки можно менять с компьютера. Но в эксплуатации этой сложной конструкции возникает много проблем.



«Поскольку фасад на треть состоит из стекла, а торговый комплекс находится между двумя оживленными трассами, по которым каждый день проезжает 150 тыс. машин, его приходится мыть каждые полгода. А работы это высотные, дорогие», — сетует Юлия Абдулагаджиева. Есть проблемы и с очисткой ТЦ от снега. «В его облике много изгибов, куда эксплуатирующая компания чисто физически не может добраться. Приходится нанимать специальную технику», — поясняет эксперт.

Кроме того, все материалы, из которых изготовлен фасад «ОZ Молла» (кроме освещения) — импортного производства. «Время идет (зданию уже 10 лет). Какие-то элементы приходится менять. Заказывать их за границей дорого. А в России хоть и дешевле, но не всегда удается попасть в цветовую гамму. А это сильно бросается в глаза», — говорит Юлия Абдулагаджиева.

Есть проблемы и с размещением на сложном фасаде диджитал-экранов. «Мы в поиске такого технического решения. Пока ничего не нашли. И для меня, как человека из коммерции, ситуация на грани катастрофы. Потому что я не могу предложить арендаторам размещение на фасаде их логотипов, что считаю необходимостью. Только якоря с отдельными входами могут разместить вывеску над входной группой. Остальные такой возможности лишены», — говорит Юлия Абдулагаджиева. Совет, который с высоты своего опыта она дает собственникам ТЦ, очень простой: «Проектируя новые объекты или планируя реновацию старых, не стоит гнаться за красотой фасада, забывая об эксплуатации и коммерческой составляющей».

Но эксперты говорят, что ситуация с фасадом «ОZ Молла» во многом уникальна — его строили в период, когда рынку хотелось красоты, а технологии еще не доросли до нынешнего уровня. «Сейчас архитекторы делают более утилитарные концепции. А собственники внимательно считают не только стоимость создания или покупки молла, но и стоимость владения», — заключил один из игроков рынка.

Как выглядит рынок торговой недвижимости Краснодара, читайте здесь.