Редевелопмент и реконцепция действующих торговых центров будет долгосрочным трендом на рынке, поскольку значительный объем российских моллов был построен более десяти лет назад.   Многие объекты морально устарели и перестали соответствовать запросам современных потребителей. Торговые центры вынуждены меняться, чтобы сохранять конкурентоспособность на фоне падения покупательской способности населения. На начало 2020 года общий объем предложения рынка торговой недвижимости Москвы составил 6,56 млн м2 арендопригодной площади.

По данным Knight Frank в 2019 году девелопер Crocus Group приступил к реновации в ТРЦ «Vegas Каширское шоссе», ФПК «Гарант-Инвест» проводит реконцепцию приобретенного в декабре прошлого года ТРЦ «Перово Молл», ГК «Ташир» до конца года планирует закончить работы по ротации арендаторов в ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе, а также заканчивается первый этап реновации московских торговых центров «МЕГА». ТРЦ «Европолис», как и другие московские объекты Fort Group, сейчас проходит масштабную реновацию. Кроме того, анонсирована реконструкция СК «Олимпийский» компанией «Киевская площадь», в составе обновленного объекта планируется торговая составляющая.

Шесть основных направлений трансформации ТЦ можно узнать здесь





Ключевым акцентом реновации является расширение и наполнение различными форматами зон общественного питания и развлечений, в отдельных объектах проводится масштабная ротация арендаторов, пересматривается tenant mix. Помимо этого, уделяется внимание таким деталям, как освещение, благоустройство и декорирование зон общего пользования, констатируют в Knight Frank.

«Обновление торговых площадей зачастую требует смены концепции, в рамках которой создаются дополнительные общественные пространства – лаунж-зоны и зоны для проведения мероприятий (мастер-классов, лекториев, фестивалей, театральных постановок и т.п.)», — отмечает Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank.

В течение 2019 года в московских ТРЦ открылись следующие развлекательные пространства: в трендовом направлении artaintment – арт-пространство Utopia в ТРЦ «Европейский», ART Коробка в ТРЦ «Ривьера», арт-музей FotoLand в ТРК «Vegas Кунцево», общественное пространство «Центр Культуры» в ТРЦ «МЕГА». Продолжает работу арт-пространство в универмаге «Цветной» – ARTbasement.

Рейтинг топ-20 владельцев торговой недвижимости в России можно посмотреть здесь





Одно из перспективных направлений — развитие формата фуд-холлов, который на текущей момент представлен в 10% торговых центров столицы, таких как: ТРЦ «Авиапарк», ТРЦ «Европейский», ТРЦ «Океания», ТЦ «ЦДМ», ТРК «Европолис Ростокино», СЦ Roomer, ТРЦ «Подсолнухи», ТРЦ «Саларис» и ТЦ «Ангара», ТГК «Киевский».


О том, как создавали фуд-холл в Ростокино, можно прочитать здесь