В 2020 году сервисы доставки продуктов резко увеличили свою популярность — с началом пандемии эта услуга стала одной из самых востребованных на рынке FMCG. По итогам года она выросла более чем в 3,3 раза.
Вместе с рынком растут и потребности сервисов в курьерах и сборщиках заказов. По оценкам наших аналитиков, потребность в таких кадрах вырастет в разы.

Каких цифр ожидать, как изменится рынок и сама профессия курьера? Сервис онлайн-доставки продуктов — это витрина, которая помогает пользователю заказать продукты просто и удобно. Но под «капотом» зашита целая логистическая и ИТ-система. Она определяет доступные временные слоты для доставки, наличие или отсутствие товаров и передает заказ сборщику.

Дальше в игру вступает операционное подразделение — сборщики, курьеры, логисты. Как правило, все курьеры и сборщики –– самозанятые партнеры сервисов.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу, только нашей компании ежемесячно необходимо более 11 тысяч курьеров и сборщиков — и с каждым месяцем эта потребность растет. Примерно так же обстоит ситуация и у других игроков.
Отслеживая эту тенденцию, мы провели исследование, как изменится e-grocery в течение следующего года. Данные показали, что в ближайшие месяцы рынок существенно вырастет — к осени минимальное количество курьеров-доставщиков в сфере продуктов питания вырастет в 4 с лишним раза.

Здесь стоит отметить, что проникновение онлайн-продаж в российский рынок FMCG все еще очень незначительное. В 2019 году его товарооборот составлял 45 млрд рублей, а прогноз на конец 2020 года — 120-130 млрд. И это все еще менее 1% от общего объема.

За рубежом ситуация несколько отличается — в разных странах доля e-grocery составляет от 2% (США) до 7% (Франция и Великобритания) и продолжает расти. Это не может не отразиться на количестве занятого в сегменте населения.

Например, американский сервис доставки продуктов Instacart (компания находится на третьем месте после Amazon и Walmart) заявил, что летом 2020 года им дополнительно требовалось около 300 тысяч шоперов (курьеров и сборщиков) в месяц. В России о таких цифрах даже речи не идет.

По подсчетам наших аналитиков, к осени 2021 года при текущем объеме трудоспособного населения (около 82 млн человек), всего лишь четверть процента будет занята в доставке продуктов питания. Но рост все равно значительный.
Основываясь на этих сведениях, мы составили прогноз о потребности рынка доставки продуктов в курьерах. Так, к концу октября 2021 года она составит примерно 330 тысяч человек в месяц — сейчас в этой профессии занято около 60 тысяч. Для сравнения: в финансовой сфере работает около 500 тысяч человек, а в «развлечениях» — 450 тысяч.

Развитие сегмента повлияет на рынок и людей, занятых в нем. Взяв за основу результаты исследования и зарубежный опыт, мы предположили, какие изменения могут произойти. Вот к каким выводам мы пришли.

Сборщики и курьеры — тоже клиенты
«Спрос рождает предложение» — теперь эта фраза характерна не только для отношений «продавец-покупатель», но и «работодатель-работник».

С таким резким ростом потребности в курьерах неминуемо начнется дефицит рабочей силы. Чтобы как-то его нивелировать, работодатели уже сейчас начинают привлекать партнеров через маркетинг.

Так, в метро и других местах скопления людей можно встретить наружную рекламу с предложениями работы, ролики-обзоры на YouTube и платную рекламу в интернете и на ТВ. Кроме того, многие компании подключают к процессу рекрутинга реферальную программу.

Можно предположить, что в перспективе появятся и другие подходы, характерные для привлечения клиентов: акции, промокоды. Задача рекрутеров — сделать профессию курьера или сборщика более привлекательной для возможных кандидатов.

Улучшение условий труда
Способов улучшить условия труда в сфере доставки продуктов — масса. К примеру, можно оборудовать центры отдыха для водителей — это уже делает «Ситимобил». Или предоставлять курьерам в аренду самокаты, велосипеды, автомобили

Такой ход оптимизирует логистику и существенного уменьшит время доставки. Где-то заказ удобнее доставить на машине, где-то — на самокате. В итоге хорошо всем — продукты привезены в срок, а курьер потратил минимальное количество сил и готов взять новый заказ.

Еще один элемент комфорта — обеспечение курьеров погрузочными тележками. При большом потоке заказов такая простая вещь может существенно облегчить работнику труд и поможет сохранить здоровье.

Возможность карьерного роста
На первый взгляд, карьерный рост с позиции курьера представить сложно, но у этой профессии есть скрытый потенциал. Если человек знает, как можно улучшить какой-то процесс, и сам предлагает решение, почему бы не предложить ему более подходящую должность?

Некоторые сотрудники «СберМаркета» выросли из курьеров. Например, раньше заказы доставлял руководитель московского операционного отдела. Сейчас он отвечает за отношения с одним из крупных ретейлеров.
Если человек не стремится развиваться в рамках одной компании, он может принять участие в корпоративной программе по переквалификации и получить новую специальность. Например, «Яндекс.Еда» прямо сейчас проводит эксперимент по обучению своих курьеров ИТ-профессиям.

Обучение
Сегодня доставка продуктов — это не просто «собрал товары в корзину и принес по адресу». Качество сервиса невозможно без специальной подготовки, поэтому компании внедряют системы обучения новых партнеров.
Кто-то организует очные курсы, кто-то — дает доступ к набору инструкций. Например, в американском YouTube выложен специальный цикл обучающих роликов о том, как пользоваться приложением Instacart для курьеров.

«СберМаркет» тут — не исключение. Для эффективной работы всем новым партнерам необходимо отработать ряд навыков: пользоваться приложением для курьеров, работать с товарами из разных температурных режимов, уметь общаться с клиентами и решать возникающие проблемы на месте. Это, кстати, важный аспект в сфере доставки продуктов питания, поскольку они относятся к скоропортящимся товарам.

Оплата
Мы уже начали менять свои рекламные объявления и озвучивать не месячный доход, а ежедневный, с оплатой раз в 2 недели. Понятно, что для многих людей, ищущих подработку, это гораздо важнее — отработал 14 дней и умножил их на дневную ставку.

Таким образом мы стремимся к состоянию, когда абсолютно любой человек может установить наше приложение, прийти в магазин, собрать несколько заказов, доставить их, а в конце дня получить за это деньги. Результат прозрачен, измерим и очевиден.

Итог
Мы, как и многие другие компании, не устаем повторять, что пандемия стала триггером для всего бизнеса. Что касается рынка FMCG в целом и e-grocery в частности, то она способствовала колоссальному росту — люди поняли, насколько удобно покупать продукты в интернете, и не намерены возвращаться в офлайн. Это привело к резкому росту сегмента и влияет на всех работников, занятых на рынке доставке.

В ближайшие месяцы потребность в таких работниках значительно вырастет. Поэтому многие компании уже относятся к найму курьеров и сборщиков как к привлечению клиентов и готовы предложить новые условия и возможности:

• улучшать условия труда;
• предоставлять возможность карьерного роста;
• предоставлять возможность обучения и переквалификации;
• внедрять гибкие условия оплаты.

До повсеместного внедрения этих трендов еще далеко, но процесс запущен: в скором времени работа курьера станет привычной, востребованной и перспективной.