Роспотребнадзор и правительство РФ заявили о начале поэтапного выхода из карантина. Сегодня, по разным оценкам, к снятию ограничений, введенных из-за коронавируса, готовы от 27 до 45 регионов страны. В Москве, где действовали самые жесткие требования и запреты на работу и передвижение, с 1 июня открываются непродовольственные магазины и предприятия сферы услуг.

Президент Watcom Роман Скороходов говорит, что в тех торговых центрах в регионах, которые уже открылись полностью, поток посетителей практически такой же, как был до карантина. Это говорит о отложенном покупательском спросе. Люди засиделись дома и соскучились по шопингу. На примере работающих торговых центров Белгородской области он отмечает, что в будние дни там посещаемость лучше, чем в выходные. Глава Watcom объясняет это установившейся хорошей погодой.

«Мы несколько дней назад открыли наш универмаг в Сургуте, у нас там сейчас выручка 70% от регулярной, хотя универмаг открыли в усеченном виде. Страха у покупателей заразиться коронавирусом совсем не вижу», — рассказал генеральный директор и основатель компании Smart Estate Moscow Михаил Петров.

Рост вакансии

Несмотря на нынешний ажиотаж, эксперты уверены, что отложенный спрос быстро реализуется, а уровень потребления сократится. Это помешает быстро восстановить докризисные обороты. Вынужденный простой в течение 2 месяцев переживут не все. Сильнее всего от коронакризиса пострадали представили сферы услуг, индустрии развлечений и общепита. Жертвы будут и среди fashion-ретейла.

«Мы ожидаем роста вакансии среди арендаторов, которые занимают площадь до 300 м2, так как это наиболее уязвимые операторы в торговых центрах. Как правило, такие арендаторы занимают 15% от всей арендопригодной площади ТЦ. Однако закрытия возможны не только среди небольших операторов, но и среди крупных игроков, так как мы ожидаем оптимизацию торговых сетей после пандемии. Можно говорить о вакансии 10-15% к концу 2020 года, это всего на 3-5% больше нашего докризисного прогноза. На больших числах это серьезный показатель», — подчеркивает руководитель направления по представлению интересов арендаторов CBRE Евгения Прилуцкая.

«Если брать не только московский, но и региональные рынки, 10-15% арендаторов в принципе не вернутся к этому бизнесу. Возможно, они уйдут из розницы и полностью перейдут в Интернет, — прогнозирует региональный директор департамента торговой недвижимости и департамента управления недвижимостью Colliers International Анна Никандрова. Она согласна с тем, что многие крупные ретейлеры готовят оптимизацию и 15% существующих магазинов сети после карантина не откроют. «Это магазины в тех торговых центрах, где у них был негативный результат или он близок к нулю», — отмечает Анна Никандрова.

Сильные торговые центры, где есть лист ожидания, могут закончить год с нулевой вакансией, но ротация арендаторов в них неизбежна. В слабых ТЦ, которые испытывали трудности и до пандемии, вакансия торговых площадей может увеличиться до 25-30%. Там будет постоянный регресс, потребуются кардинальные меры, вплоть до пересмотра концепции, чтобы выживать дальше, уверены в Colliers.

Вынуждены договариваться

«Новых арендаторов сейчас взять неоткуда. Многие крупные сетевые операторы приостановили свое развитие. Поэтому выбор стоит так: либо договариваться, либо оставить это помещение вакантным на ближайшие месяцы», — сетует генеральный директор ТЦ «Торговый парк №1» Алексей Григорьев. По его словам, они пытаются выстраивать конструктивный диалог со всеми арендаторами, но переговоры тяжелые, приходится изобретать новые схемы арендной платы, многое упирается в привязку к обороту.

«Нам удалось договориться по аренде с 85-90% операторов розницы. Поэтому 1 июня мы будем открываться полноценно, насколько это возможно, — обещает генеральный директор ООО «Ташир М» Виктор Григорян. — Как будет развиваться ситуация, пока сложно сказать. Две недели назад мы открыли ТЦ в Белгороде, и оттуда есть определенная информация: отложенный спрос существует, но обороты составили 70% к аналогичному периоду 2019 года. Если говорить в целом по отрасли, то, думаю, стартуем с 50% от докризисных показателей. Но к концу года трафик вырастет до 80%. А возврат в «точку ноль» будет весной 2021 года при неплохом сценарии развития событий».  

Всплеск и откат назад

Директор департамента «Мэлон Фэшн Груп» Игорь Мальтинский строит прогнозы на основе опыта Китая, где торговля уже работает 1,5 месяца практически без ограничений. «Начало у сектора fashion будет очень сложное — минус 50-60% от трафика и оборота. Потом, возможно, будет короткий всплеск отложенного спроса, и мы приблизимся к параметрам 2019 года. А потом снова откатимся на уровень минус 30%. Так что наши внутренние ожидания следующие — в IV квартале мы получим на 15% меньше, чем за аналогичный период 2019 года», — заявил он.

Это очень оптимистичный прогноз в сравнении с ожиданиями арендаторов ТЦ из других отраслей. Рестораторы прогнозируют уход до половины игроков, сети кинотеатров — до трети.

«По данным участников нашего рынка, 20-30% кинотеатров просто не откроются по разным причинам. Хотя мы этого очень ждем. Но здесь многое зависит не только от кинотеатров, но и от контента, который нам должны предоставить дистрибьюторы и международные менеджеры. А они перенесли все свои релизы на следующий год. Так что, если мы даже откроемся, нам нечего будет предложить зрителю», — говорит президент ГК Star Cinema Тагер Садеков. Ограничения Роспотребнадзора для посетителей кинотеатров с неполной посадкой в зале тоже могут отпугнуть публику, полагает он.

«Примерно 50% ресторанного рынка не восстановится. Многие закрыты с огромными кассовыми разрывами, с просроченными продуктами, с долгами поставщикам и сотрудникам. Это надо понимать. То есть ресторану можно сказать — открывайся и плати аренду. Но ему нечем платить. Да, сохранится фастфуд и мелкий демократичный сегмент. А средний выпадет на какое-то время. Часть точек не откроются вообще, часть откроются и закроются снова — не выплывут», — пессимистичен Сергей Миронов, владелец холдинга «РестКонсалт», основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба».

«Доходность ТЦ в этом году поставит антирекорд. Массовые банкротства неизбежны, — подытоживает генеральный директор «Инпром Эстейт» Игорь Коновалов. — Эта участь постигнет многих девелоперов и ретейлеров. В первую очередь тех, кто в период благоденствия ожирел и привык к спокойствию. Сейчас им придется учиться управлять активами жестко и в сжатые сроки. А если не перестроятся, будет большой удачей продать бизнес».

На основе выступлений на онлайн-конференциях «Жизнь ТЦ после карантина. Какие произойдут изменения и как вернуть покупателей?»/NR.LIVE и «Решения от лидеров»/REFR by RCSC

В работе над текстом принимала участие Наталья Ковтун