Катар — страна Персидского залива с самым высоким уровнем жизни в мире. Здесь ВВП на душу населения составляет $128,7 тыс. Для сравнения, в России - $29 тыс., что соответствует лишь 54-му месту в глобальной иерархии.

Высокое благосостояние катарцев сквозит во всем. Коренные жители страны вполне могут не работать, а если они и работают, то на руководящих должностях с графиком, который позволяет уйти с работы или прийти в офис в удобное для них время.

Общественного транспорта в стране практически нет (исключение — метро). Катарцам он и не нужен. Местные жители передвигаются на личных автомобилях дорогих марок, а тротуары и пешеходные переходы на улицах практически отсутствуют. Не удивительно, что пробки в Катаре — обычное явление. Например, когда по городу едет шейх и перекрывается движение, можно простоять в заторе больше часа. Лично попадала. Да и бензин в стране стоит дешевле питьевой воды. В Катаре нет ни рек, ни озер, а практически всю пресную воду они получают из морской. Когда это понимаешь, на огромные бассейны в отелях начинаешь смотреть с большим уважением.

Катар — невероятно жаркая страна. Здесь тропический и очень сухой климат, а летом температура нередко поднимается до +50°C и выше. Тем не менее, в 2022 году именно Катар станет столицей Чемпионата мира по футболу. И сейчас в стране идет дискуссия на тему «как быть?»: или перенести чемпионат на зимние месяцы, когда зной не такой тяжелый, или оборудовать все стадионы охлаждающими воздух установками. Какое бы решение не приняли организаторы ЧМ, оно будет беспрецедентным для мирового первенства FIFA.

С чемпионатом связан еще один интересный факт. Дело в том, что Катар живет по законам шариата. Это значит, что, во-первых, в любой непонятной ситуации прав катарец, во-вторых, на общественных пляжах запрещено появляться в открытых купальниках (погреться на солнце в бикини можно только у бассейна), в-третьих – здесь в магазинах не продают алкоголь. Только к Чемпионату мира по футболу правительство Катара планирует разрешить продажу пива в специально отведенных местах. Это невероятный прогресс. Но спиртное (даже вино) изымают из багажа всех прибывающих в страну.

Жаркая торговля
Особенности климата накладывают свой отпечаток на все грани жизни Катара. В том числе на рынок торговой недвижимости. Как в любой арабской стране, здесь любят и развивают рыночную торговлю. Но последние два десятилетия катарцы все больше времени проводят в кондиционируемых торговых центрах. Особенно это бросается в глаза в столице страны — городе Доха, где проживает 90% населения. Здесь даже утром в будний день в торговых галереях больше народу, чем на улице.

Стрит-ретейла в Катаре как такового нет. Небольшие магазинчики работают на иммигрантов. А уличная жизнь оживает только ночью, когда люди выходят на прогулки. Но развлекает их не шопинг, а местный общепит и музыканты. На одном из центральных рынков Дохи после захода солнца все маленькие кафе забиты народом под завязку. И это не только туристы, но и местные жители с семьями.

Кстати, развитие туризма в последние годы в центре внимания местных властей. Катар активно пытается уйти от нефтегазовой зависимости и диверсифицировать экономику. И, как говорится, туризм ему в помощь. В этом вопросе у Катара даже возникло негласное соревнование с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), куда любят ездить россияне. Два года назад Катар отменил визы для наших соотечественников и пытается перетянуть на себя их внимание. Знающие люди говорят, что шопинг в Катаре пока дешевле, чем в ОАЭ. И разнообразие форматов поражает. В стране, где всего 2,5 млн жителей, работают торговые центры общей площадью 1,4 млн м2 (причем 800 тыс. м2 из них приходятся на пятерку крупнейших торговых комплексов страны).

А к 2020 году в Катаре обещают сдать еще девять торговых объектов, что увеличит предложение в сегменте до 2 млн м2. Это неизбежно приведет к перераспределению спроса и оттоку покупателей из устаревших концепций. Но, как показывает практика, в этой стране новое строительство на месте невостребованных проектов — рядовое решение проблемы. Опять же — строят в Катаре неторопливо. Задержка сдачи объекта на год-полтора — в порядке вещей. Так что сроки ввода новых объектов могут несколько сдвинуться.


City Center of Doha: реконцепция затянулась
В центре Дохи расположен один из основных торговых центров Катара — 5-этажный City Center of Doha, который до 2017 года (до открытия комплексов Festival City и Mall of Qatar) был крупнейшим в стране. Его построили в апреле 2001 года. Площадь комплекса составляет 300 тыс. м2 (GLA — 120 тыс. м2). А главное его преимущество — расположение в самом центре делового района столицы. Непосредственно в торговый центр можно попасть из трех люксовых отелей (это вообще довольно типичная ситуация для Катара).

City Center of Doha — это вполне привычный нам ТРЦ: каток, 14-зальный кинотеатр, фуд-корт, «Макдоналдс» на первом этаже, гипермаркет «Корфур», боулинг, зона с игровыми аппаратами. Крупными арендаторами являются фитнес-центр, Home Center и Debenhams.

В настоящее время торговый центр переживает второй этап реконструкции, которая началась несколько лет назад. Торговый центр хотят сделать более логичным для покупателей, чтобы они перемещались по галереям, не заходя в тупики. Также хотят привлечь новые концепции развлечений. Но по состоянию на 2019 год сроки реконструкции комплекса не выдержаны. Большое количество площадей в City Center of Doha стоят пустые, а проход внутри ограничен.



Mall of Qatar: оазис с театром
Между тем конкуренты City Center of Doha не дремлют. В начале 2017 года в Катаре открылся самый большой на сегодняшний день молл страны — Mall of Qatar на 500 магазинов (общая площадь — 500 тыс. м2, арендопригодная — 256 тыс. м2). Этот комплекс практически примыкает к одному из стадионов, где будут проходить матчи FIFA 2022 World Cup. А войти в молл можно из люксового отеля Hilton. Архитектура и интерьеры Mall of Qatar были разработаны компанией Chapman Taylor.

Сердцем этого торгового комплекса стал «Оазис» — атриум высотой 30 м в зоне Food&Bavarage (назвать «Оазис» фуд-кортом язык не поворачивается). Это пространство оформлено огромным количеством зелени и деревьев. А в центре расположена вращающаяся многоуровневая сцена с подъемным механизмом. Там ежедневно проводятся представления театральной труппы, для которой впервые в мире торговый центр стал домашней сценой. Эта площадка также используется для рекламных кампаний, показов мод и презентаций. Здесь же на больших светодиодных экранах транслируют крупные спортивные мероприятия. Не удивительно, что «Оазис» стал общественным пространством, где катарцы проводят целые дни, особенно в жаркий сезон, который длится 8-9 месяцев в году.

Развлечения в этом торговом центре представлены мультиплексом на 19 залов (включая экран IMAX с самой большой в мире системой 3D-проекции IMAX Laser), боулингом на 10 дорожек и «городом профессий» KidzMondo, который занимает 8 тыс. м2 и предлагает более 80 активностей для детей до 14 лет.



Doha Festival City: четыре тематических парка
Еще один молл Катара — Doha Festival City открылся практически одновременно с Mall of Qatar в апреле 2017 года. Его общая площадь — 433 тыс. м2 (арендная — 244 тыс. м2). Этот торговый центр начинался с единственной ИКЕA в Катаре (она работает с 2013 года и сейчас является частью торгового комплекса). Там же появился первый в Катаре кинотеатр VOX 4D с 18 цифровыми экранами (технология позволяет зрителям испытывать ощущения, а также визуальные эффекты — такие как дождь, туман, ветер, пузыри, запахи и вибрации — в зависимости от того, что происходит на экране). Есть в этом ТРЦ и большое пространство для занятий спортом: вело- и беговые дорожки (1 км внутри ТРЦ и 3 км на прилегающей территории), трасса для картинга, спусковая вышка и даже водные пороги.

На территории Doha Festival City размещаются четыре уникальных тематических парка. Первый — «Мир Angry Birds», который занимает 17 тыс. м2 и является первым парком такого рода на Ближнем Востоке. Второй — Virtuocity (3,5 тыс. м2). Это арена виртуальных активностей, которая претендует на лавры центра киберспорта (там планируют проводить более 600 соревнований в год). Часть пространства отведена под несколько привычных для нас квестов и игровые автоматы. 

Третий парк — Snow Dunes (4,5 тыс. м2). Он пока не открыт, но говорят, будет посвящен народной сказке о похолодании в арабском городе. Там круглый год будет -4С. Это будет настоящая снежная сказка.

И наконец, парк Juniverse — детский город профессий будущего. Он еще не открыт. Концепция основана на идее вымышленного города на космическом корабле. Дети смогут не только жить на этом корабле, но и покидать его, посещая другие планеты и путешествуя во времени.

После открытия всех задуманных активностей Doha Festival City станет главным центром для досуга местных жителей и гостей Катара.



Villaggio Mall: Венеция и пожар
Еще один знаковый торговый центр в Катаре — Villaggio Mall был открыт в 2006 году. А в 2008 году он попал в список «Лучших ТРЦ мира» по версии журнала Forbes. Это торговый центр общей площадью 183 тыс. м2 (GLA — 100 тыс. м2). В этом центре представлен лучший набор люксовых магазинов в стране. Внутреннее пространство комплекса стилизовано под Венецию, и этим Villaggio Mall напоминает Grand Canal Shoppes (The Shoppes at the Palazzo) в американском Лас-Вегасе. Центральной фишкой катарского комплекса является искусственный канал, по которому можно прокатиться на гондоле. На берегах канала ютятся двухэтажные виллы с балкончиками и цветными фасадами, за которыми и работают магазины. Над каналом можно прогуляться по маленьким мостикам. Единство концепции, напоминающей Венецию, дополняют потолки, оформленные как небо.

Еще одной особенностью проекта является каток олимпийского размера, на котором проходят хоккейные соревнования — «Кубок пустыни». Когда нет турниров, каток открыт для всех желающих.

Также в Villaggio Mall работает крытый парк развлечений Gondolania (22 тыс. м2), где собраны различные игровые автоматы и аттракционы, в том числе классическое колесо обозрения, картинг, американские горки, традиционные карусели и батуты. Здесь же работают 4D-кинотеатр IMAX на 13 залов, боулинг и бильярдный зал. А прямо напротив ТРЦ расположена «Кидзания» площадью 5,5 тыс. м2.

Villaggio Mall до сих пор остается одним из самых любимых торговых центров Катара, несмотря на трагический случай в 2012 году. Тогда в молле произошел пожар и 19 человек (в том числе 13 детей) погибли. Уголовные дела были заведены на двух совладельцев торгового центра, на владельцев детской комнаты в ТЦ и на нескольких менеджеров. Суд признал, что они нарушили правила противопожарной безопасности. А руководство центра не смогло даже предоставить пожарным, приехавшим на тушение, актуальных планов комплекса. Пять человек суд сначала приговорил к лишению свободы на 6 лет, но потом все обвинения в непредумышленных убийствах с них снял и лишь обязал выплатить штрафы семьям погибших.

О ситуации с торговой недвижимостью в других городах и странах читайте здесь.