Если анализировать рейтинг компании Data Insight «Топ-100 крупнейших российских интернет-магазинов» по выручке, то компаний родом из Петербурга немного, несмотря на то что это второй по численности населения город. Однако это известные федеральные ретейлеры.

Родом из Петербурга
 Крупнейшим таким игроком является СТД «Петрович», он в 2019 году продал через Интернет товаров на 24,4 млрд рублей (общая выручка компании составила 60 млрд рублей без учета НДС). В рейтинге петербургский «Петрович» занимает 11-ю строчку. Для сравнения: у лидера рынка e-com в России компании Wildberries выручка по итогам 2019 года составила 210,6 млрд рублей.

Следующий петербургский игрок в этом рейтинге занимает 27-ю строчку — это компания Petshop.ru, ее продажи в Интернете составили 7,6 млрд рублей.

Вскоре вслед за ним на 29-й строчке идет 220-volt.ru с выручкой 7,3 млрд рублей. Интернет-магазин Ulmart, начавший терять свои рыночные позиции несколько лет назад из-за корпоративного конфликта акционеров, по итогам 2019 года скатился на 39-ю позицию с выручкой 5,1 млрд рублей, за год она сократилась на 48%. Хотя еще в 2016 году Ulmart занимал вторую строчку в рейтинге с выручкой 38,8 млрд рублей.

Традиционные розничные сети Федеральные офлайновые сети родом из Петербурга в последние несколько лет активно развивают интернет-продажи, но имеют в этом канале пока небольшие обороты. Так, ювелирная сеть «585.Золотой», насчитывающая более 900 магазинов (до эпидемии коронавируса), по итогам 2019 года наторговала в Интернете на 5,9 млрд рублей (+59% к 2018 году). В настоящее время у сети все магазины закрыты, работает только ломбардный бизнес.

Федеральная сеть парфюмерии и косметики «Рив Гош», насчитывающая несколько сотен магазинов, также продает через онлайн-канал немного — на 4 млрд рублей (+20%), при этом выручка всей сети превышает 36 млрд рублей.

Продуктовая сеть «О’Кей», запустившая первой среди публичных ретейлеров FMCG интернет-магазин еще в 2015 году, имеет в онлайн-канале выручку 2,3 млрд рублей (+20%). Для сравнения: сеть «Перекресток» запустила интернет-магазин в 2017 году и по итогам 2019-го имела выручку 4,9 млрд рублей (+240%).

Входит в рейтинг «Топ-100 крупнейших российских интернет-магазинов» и лидер среди сервисов по доставке продуктов питания петербургская iGooods.ru. Ее выручка по итогам прошлого года составила 2,7 млрд рублей (+125%).

 Как изменилась жизнь в апреле
В условиях, когда власть объявила весь апрель выходным (возможно, этот режим будет продлен), а работать разрешила только продуктовым, аптечным сетям и тем, кто продает товары из правительственного спецсписка (маски, санитайзеры и т.д.), бизнес старается выжать хоть какие-то продажи через онлайн.

Тяжелее всего приходится компаниям, у которых полностью закрыты магазины, — одежным, обувным, ювелирным, парфюмерным и т.д. «Рив Гош», например, устроил распродажу на многие бренды со скидками 40-50%, «585.Золотой» распродает серебряные украшения «все по 990», а золотые — со скидками 50-90%. Однако это не спасает ситуацию, так как людям в нынешних условиях не до парфюма и ювелирных украшений.

По словам представителей fashion-сетей, компенсировать через онлайн-каналы они могут в лучшем случае 20% выручки (на интернет-продажи приходится от 5 до 20%), но людям сейчас новая одежда не нужна, а нужны маски и санитайзеры.

Справка

В Санкт-Петербурге число работающих малых и средних предприятий на третьей неделе самоизоляции выросло на 1,7%, до 35,9% от мартовских показателей, подсчитали аналитики «Эвотор».



В лидерах продаж, кроме продуктов питания, товары для дома, спорта, ноутбуки. «У нас после 25 марта одежда в онлайне очень сильно упала, поэтому мы быстро приняли решение уходить в мультикатегорийность. Мы видим запрос на товары для дома, фитнеса, они растут больше чем на 100%», — говорит генеральный директор интернет-магазина KupiVip Олег Минаев. В апреле компания заявила, что вводит категорию FMCG.

По словам директора по маркетингу СТД «Петрович» Игоря Колынина, до апреля у компании около 70% всех продаж приходилось на доставку, а сейчас этот показатель еще выше. Сильно выросла нагрузка на call-центры. «Раньше покупатели приходили в магазин, чтобы получить консультацию продавцов, так как сложно выбрать товар, если человек непрофессионал. Но сейчас они все консультации получают по телефону. У нас запредельная нагрузка на службу доставки. Она у нас всегда была шикарно выстроена и в Петербурге, и в Москве. Мы доставляли за 2 часа, и это была наша фишка. Сейчас мы стараемся доставлять день в день, но, конечно, опоздания есть», — говорит Игорь Колынин.

По словам Алексея Федорова, руководителя комитета по электронной коммерции ТПП РФ и управляющего партнера ГК «220 Вольт», тем, кто не имел до эпидемии собственного интернет-магазина, сейчас нет смысла его запускать в срочном порядке, так как это, во-первых, дорого, во-вторых, понадобится время на его продвижение. И советует активно выходить таким компаниям на маркетплейсы. Алексей Федоров рассказал, что в его компании оптовые продажи в апреле упали на 30%, а онлайн-продажи выросли на 109%.

Однако работу интернет-магазинов, которые по сути стали бенефициарами коронавируса, осложняют региональные власти, запрещая пункты выдачи заказов. «И я круглосуточно как руководитель комитета по электронной коммерции ТПП занимаюсь тем, чтобы власти разрешили всему e-commerce работу ПВЗ в разных регионах. Мы ежедневно, например, боремся с Тулой, где в принципе запрещена вся интернет-торговля, а не только работа ПВЗ. Сегодня ПВЗ запрещены не менее чем в 25 регионах России. Они работают, прикрываясь товарами первой необходимости из спецсписка Мишустина (Михаил Мишустин, председатель правительства РФ. — Ред.), но работают на свой страх и риск», — говорит Алексей Федоров.


Материал о том, какие онлайн-ретейлеры испытывают проблемы, можно почитать здесь

 


Не только негатив

Однако есть и приятные моменты, отмечают участники интернет-торговли. Сегодня весь рынок e-commerce внезапно объединился. «Сегодня среди нас нет больших и маленьких. Нет конкурентов. Мы все друг друга сейчас любим, ценим и уважаем, обмениваемся опытом, практиками, юристами, GR-щиками, огромным количеством документов, которые власти сейчас выпускают. У нас же власти стало много. У нас регионов больше 80, а в каждом из них есть глава города, комитет по торговле, Роспотребнадзор, прокуратура и МВД. Еще есть Росгвардия, которая пока ничего не закрывает, но она может встать перед магазином, где есть ПВЗ, и просто постоять. И тогда в этот ПВЗ никто не идет. Это реальный кейс из региона, мне наши партнеры рассказывали», — рассказал Алексей Федоров, выступая на одной из онлайн-конференций на прошлой неделе.

Игорь Колынин рассказал, что три петербургских игрока — «Петрович», «220 Вольт» и «Максидом», а также калининградский «Бауцентр» запустили в начале апреля социальную акцию «Оставайтесь дома, займитесь домом». Акция, по мнению организаторов, должна мотивировать людей, находящихся в изоляции, заниматься благоустройством дома, а не впадать в депрессию или пить алкоголь. Позже эту акцию подхватили и другие ретейлеры по всей России, и даже поставщики. Сегодня в ней участвуют уже более 20 компаний, и продолжают подключаться новые. «Это такая хорошая волна, когда компании не конкурируют друг с другом в столь сложное время, а помогают», — отмечает Игорь Колынин.


28 апреля состоится онлайн встреча ретейлеров Северо-Запада для выработки плана действий по сохранению бизнеса и развитию онлайн-продаж. Регистрация доступна по ссылке