Опрошенные «СёрчИнформ» российские компании разошлись в оценках безопасности удаленки как режима работы. По 26% тех, кто считает, что «это безопасно», и тех, кто абсолютно с этим не согласен. Отражают эту тенденцию и ответы об увеличении числа инцидентов — внутренних и внешних. В каждой десятой компании фиксируют рост, столько же — сокращение числа инцидентов. При этом велика доля тех, кто не может оценить ситуацию, — среди опрошенных таких треть.



«Экстренный переход на удаленку — это потенциально негативный процесс применительно к безопасности данных и IТ-инфраструктуры, — комментирует Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ». — Хорошо справились те компании, у которых элементы дистанционного формата уже были реализованы и вопрос встал лишь в их масштабировании. У остальных переход вызвал трудности — не оказалось ресурсов, чтобы быстро перестроиться. С информационной, кадровой и экономической безопасностью ситуация гораздо хуже — эти вопросы ушли на второй план. Этим объясняется, что у большого числа компаний вообще нет понимания, были после перехода на удаленку инциденты или нет. Некоторые фиксируют, что число нарушений осталось без изменений, потому что нечем посчитать — нет механизмов контроля. Пока вопросы безопасности по понятным причинам для бизнесов сейчас мало приоритетны, но ситуация найдет отражение в числе реальных инцидентов: росте числа инсайдерских нарушений, восприимчивости к атакам социальных инженеров, bec-атакам. Поэтому компаниям придется пересматривать свои бизнес-процессы с точки зрения безопасности».
Вообще экстренная смена формата работы тяжело далась российскому бизнесу, показывают результаты анкетирования, проведенного «СёрчИнформ». Около 44% опрошенных cчитают, что требуются серьезные усилия, треть заявили, что перевод сотрудников на дистанционку — это дорого. При этом 23% компаний полностью перешли на хоум-офисы, 72% оставили в офисах только тех, чью работу нельзя выполнить удаленно. При этом опрошенные представляют как отрасли, давно практикующие дистанционку (IT, сфера услуг), так и «традиционные» рынки (промышленность, банковская сфера).



Оптимизма больше в оценке удобства взаимодействия и скорости адаптации сотрудников. С тем, что удаленка — это удобно, полностью согласны треть респондентов, еще 52% «скорее согласны» с этим утверждением. 35% уверены, что сотрудники легко адаптировались к хоум-офисам, еще 37% скорее согласны с этим. Большинство компаний не внедряли специальных инструментов для контроля сотрудников. 33% сказали, что используют так называемые «аналоговые» методы, которые включают звонки в рабочее время, заполнение отчетов и т.п. Из опрошенных 15% используют программы удаленного контроля, но только для оценки дисциплины.

Треть контролируют продуктивность сотрудников и то, как они обращаются с корпоративной информацией, с помощью специализированного ПО для информационной безопасности — DLP-системы. 23% признали, что вообще никак не контролируют коллективы на удаленке.

На вопрос об изменении продолжительности рабочего дня в половине компаний заявили, что сотрудники работают столько же (24,8% респондентов) или больше (24,8%). В 28,3% компаний признали, что рабочий день коллективов сократился. Еще 22,1% не знают, как изменилась ситуация. Более выразительны результаты ответов на вопрос об изменении продуктивности: 40% опрошенных фиксируют ее снижение. В каждой десятой компании смогли увеличить показатель, в каждой пятой — сохранить на прежнем уровне.