Французские сети гипермаркетов в поисках новых ниш массово начали открывать туристические агентства в 2000-х, а потом так же массово их закрывали. Но сегодня у формата «тур от гипермаркета», похоже, открывается второе дыхание: сети увеличивают продажи, открывают новые экзотические направления, на рынке снова стали появляться новые игроки. Как ни странно, подстегнуло новый всплеск активности развитие онлайн-торговли.

Агентств много, денег мало
Carrefour открыл свое туристическое подразделение еще в начале 1990-х — вместе с группой Leclerc и книжной сетью Fnac компания считалась пионером формата торговли турами через обычную розницу. В 2000-х один за другим свои турфирмы открывали Auchan, Casino, Intermarche, Cora, Systeme U и т.д. У кого-то не пошло дальше тестирования, кто-то закрылся (к слову, о закрытии последних 10 агентств Fnac стало известно буквально этой весной), кто-то продался. Так, сеть Auchan Voyages была, например, в 2015 году приобретена крупнейшим игроком французского рынка турагентств — лионской группой Marietton. На тот момент компания включала 12 самостоятельных отделений и 170 точек продаж при гипермаркетах, они продолжают работать под брендом Auchan. Считается, что только два игрока рынка продуктовой розницы смогли добиться успехов на этом поприще — собственно, те самые «пионеры» Leclerc Voyages и Carrefour Voyages. При этом если группе Leclerc доходы от туризма (около 600 млн евро) приносят хотя бы около 1,5% выручки, то для Carrefour зарабатываемые на туризме — это доли процента от оборота, которые даже не отражаются в отчетности.

О том, что такое французский «ретейл-апокалипсис» читайте здесь



Все дело в том, что сетям крайне сложно выдерживать конкуренцию с профессионалами, тем более что сам концепт торговли турами через продуктовые магазины предполагает, что они будут продаваться дешево. Покупатель будет ждать скидок и акций. Если брать статистику рынка турагентств, входящих в группы компаний (которые контролируют более трех четвертей рынка), то, по данным Национального института статистики и экономических исследований, более 14% точек по торговле турами принадлежат торговым сетям, при этом эти 14% генерируют всего 1,7% от оборота сектора. Выручка на квадратный метр от торговли отдыхом оказывается куда меньше, чем от торговли продуктами. Кроме того, это риск: банальная задержка рейса по не зависящим от тебя причинам — и можно потерять клиента, который привык тратить у тебя по 100 евро за продуктовую тележку в неделю.



Ошибка выжившего
Почему же у двоих все-таки получилось и почему они не бросили это дело, в отличие от остальных? Группа Leclerc, которая всегда больше увлекалась не международной экспансией, а открытием магазинов в маленьких городах, где не было конкуренции, благодаря этому смогла охватить аудиторию, которая без ее рекламных брошюр и не задумалась бы о путешествиях. Имея уже большую базу, компания занялась организацией туров сама и смогла формировать выгодное предложение. Сегодня, по ее заявлению, около четверти клиентов Leclerc Voyages не являются покупателями магазинов группы. Последние 2 года продажи туров у нее росли на 10% в год, она продолжает открывать по несколько новых точек продаж в год. В то же время в компании признают, что для семейства Леклерк это скорее история, «создающая красивую картину» и способствующая имиджу группы как продавца не только товаров, но и услуг, к чему оно очень стремится. На французском рынке продуктовым сетями расти уже особо некуда, поэтому они предоставляют автомобили и технику в аренду, выдают кредиты, открывают автомойки и пр.

О внутренней кухне французских рынков читайте здесь



Carrefour резко активизировался на туристическом поприще в 2016 году, когда назначил управляющей Carrefour Voyages Надю ван Кливен, ранее работавшую на крупнейшем сайте закрытых распродаж Vente Privee, который уже вовсю успешно торговал турпутевками в онлайне. Было пересмотрено все — партнерство с туроператорами (было добавлено 30 новых), взаимодействие с головной компанией, использование цифрового маркетинга. Ретейлер стал очень активно распространять предложения по своей базе (а клиентами Carrefour являются три четверти взрослого населения Франции), продавать туры в онлайне, в том числе на сайтах распродаж, заключил соглашение с Expedia, Misterfly (сайты бронирования), Verychic (элитные отели со скидками) и пр. Официально компания цифры не публиковала, но озвучивалось, что рост с приходом Нади ван Кливен составлял по 30% в год, а оборот достиг 300 млн евро. Недавно стойки с турами стали появляться прямо в торговых залах Carrefour.

Туристическое агентство по брендом «Carrefour»
Туристическое агентство по брендом «Carrefour»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «Auchan»
Туристическое агентство по брендом «Auchan»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «Auchan»
Туристическое агентство по брендом «Auchan»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «Auchan»
Туристическое агентство по брендом «Auchan»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «Auchan»
Туристическое агентство по брендом «Auchan»Архив «ММ»
Реклама туров с туристическим агентством по брендом «Auchan»
Реклама туров с туристическим агентством по брендом «Auchan»Архив «ММ»
Реклама туров с туристическим агентством по брендом «Auchan»
Реклама туров с туристическим агентством по брендом «Auchan»Архив «ММ»
Реклама туров с туристическим агентством по брендом «Carrefour»
Реклама туров с туристическим агентством по брендом «Carrefour»Архив «ММ»
Реклама туров с туристическим агентством по брендом «Carrefour»
Реклама туров с туристическим агентством по брендом «Carrefour»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «Carrefour»
Туристическое агентство по брендом «Carrefour»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»Архив «ММ»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»
Туристическое агентство по брендом «E.Leclerc»Архив «ММ»


О гастрономических фестивалях во Франции читайте здесь



В результате и у других сетей снова появляется интерес к этому направлению. В 2017 году свое онлайн-агентство открыл Lidl, правда, пока компания продает только туры партнеров. За 2 года существования Lidl Voyages вышла на планку 35 тыс. клиентов. Для сравнения: Auchan решил завязать с туризмом, имея 50 тыс. клиентов.

Вполне возможно, что ретейлеры считают, что в нынешних конкурентных условиях клиента уже мало накормить и одеть, его надо еще развлечь, и в этот концепт туризм вписывается очень хорошо.