По данным экспертов Rusland SP, самым большим спросом в Петербурге пользуются площадки в густонаселенных массивах, где можно построить локальные торговые центры площадью от 3 тыс. до 10 тыс. м2.

Серьезный рост спроса на них - результат действия на рынок двух факторов. Во-первых, за последние несколько лет в Петербурге началось строительство огромного количества жилья, в том числе проектов комплексного освоения территорий, которые нуждаются в локальной торговой инфраструктуре. Во-вторых, на рынке снова стали появляться профессиональные инвесторы, которые готовы инвестировать в локальные торговые центры, говорят эксперты.



Стоимость небольших участков под ретейл в Петербурге, по их данным, варьируется от 10 млн до 100 млн рублей в зависимости от объема и локации. А инвестиции в строительство небольшого торгового центра составляют порядка 30 тыс. рублей на 1 м2. При перепродаже нового торгового объекта маржа может достигать 100%. А при перепродаже встройки она, как правило, составляет 15-20%. При арендной схеме окупаемость встройки — в среднем 9-10 лет. Тогда как проекты строительства могут окупаться в пределах 5-7 лет, говорят в Rusland SP. 

Похожая ситуация сложилась и в Москве, говорят эксперты CBRE. Больших торговых комплексов в столице сейчас практически не строят. Зато в этом году заявлено довольно много объектов небольшого формата. Одна из причин как раз в том, что есть предложение земли под такие ТЦ, говорят эксперты.  



Частные инвесторы, которые раньше предпочитали покупать помещения в коммерческой встройке, осознали, что работа с землей будет чуть длиннее по срокам и сложнее в плане согласований и самого строительства, но она может быть намного выгоднее, чем классическая покупка коммерческого помещения для сдачи в аренду или перепродажи. Новый торговый объект, особенно с арендаторами, сегодня можно продать с очень хорошей маржей.

Я думаю, что спрос на земельные участки под торговлю резко возрастет на фоне поручения президента РФ об «ограничениях на размещение в многоквартирных домах объектов, связанных с торговлей и оказанием услуг, мешающих комфортному проживанию граждан в таких домах». В случае принятия таких поправок к закону коммерческая деятельность вынуждена будет переместиться с первых этажей жилых домов в отдельно стоящие здания, что значительно повысит рентабельность торговых объектов и стоимость земли.

За пределами МКАД, в Новой Москве и в Московской области средняя арендопригодная площадь больше, чем в самой столице – наличие земельных участков под строительство, относительно низкая конкуренция, менее загруженные дороги и, как следствие большие зоны охвата позволяют выбирать хорошие локации под крупноформатные объекты. Ввиду высокого уровня обеспеченности города качественными торговыми помещениями (486 м2 на 1 000 чел.), а также повсеместного тренда, направленного на покупки товаров у дома и у работы, новое предложение в Москве в ближайшие годы будет формироваться за счет строительства районных ТЦ и торговых помещений в составе МФК, жилых комплексов и ТПУ. Совокупный объем запланированных районных торговых центров, реализуемых только ADG Group, которая специализируется на ТЦ районного формата, составляет около 312 тыс. м2 или 40 объектов.