Группа Eram анонсировала закрытие 96 обувных магазинов Texto и Heyraud. Одежный ретейлер C&A закроет в этом году 14 магазинов после восьми закрытий в 2018-м. New Look ликвидирует 21 магазин из 29 оставшихся. Kingfisher закроет 11 магазинов Brico Depot до 2020 года. Под угрозой закрытия все 450 магазинов видеоигр Micromania.

Примерно так выглядит основной поток новостей о ретейле во Франции, и это после того, как несколько волн сокращения физической розницы уже прошло (например, сокращение игрушечных сетей, сетей мужских костюмов). Тем не менее надпись Destockage в связи с закрытием можно по-прежнему запросто увидеть на улице. А самое неприятное — закрываться стали даже продуктовые гипермаркеты: группа Casino заявила о сокращении сетей Geant et Leader Price, Auchan анонсировал закрытие 21 магазина. В одном из городов на севере Франции с 8 тыс. населения жители даже вышли на акцию протеста против закрытия единственного в их городе магазина Lidl.

Тяжелый год
Пресса пишет, что 2019 год станет «годом вызова» и особенно сложным для формата гипермаркета. Уже начинают проводиться параллели с американским рынком, где массовые закрытия называли «ретейл-апокалипсисом». Да и в других сферах физической розницы цифры неутешительны: посещаемость специализированных магазинов, например, сокращается уже 5 лет подряд, а в этом году могут наложиться еще потери торговли в центре от «желтых жилетов».



Тем не менее находятся оптимисты, которые говорят, что все не так плохо, как кажется. Есть общие объективные факторы сокращения числа магазинов (рост интернет-торговли, падение потребления в некоторых категориях товаров и пр.), но продажи при этом падают далеко не у всех. Продолжает, например, открывать новые магазины Primark (ирландская одежная сеть, концепция которой — «все в 2 раза дешевле, чем у H&M»), элитный торговый центр в Париже Bon Marche после последней реконструкции увеличил торговые площади почти в 2 раза и т.д. То есть торговля просто переживает очередную волну изменений вроде той, когда мелкие магазины вытеснялись супермаркетами.

Доминик Шелшер, президент Systeme U (входит в топ-5 крупнейших продовольственных ретейлеров Франции), в ответ на речи о ретейл-апокалипсисе выпустил целую авторскую колонку, общая суть которой — не надо паники, все будет только лучше, чем раньше. Закидывая камешек в огород крупных сетей гипермаркетов (его компания больше специализируется на локальной рознице и по-прежнему является семейным бизнесом), он говорит о том, что они слишком отдалились от потребителя, тратя силы на международную экспансию. А сейчас основной спрос перемещается в сторону тех, кто работал по схеме руководитель = владелец магазина, реинвестировал в переоборудование и совершенствовал сервис.

Ликвидация магазина и полная распродажа
Ликвидация магазина и полная распродажаАрхив «ММ»


Модель супермаркета привязана к массовому потреблению, которое больше не актуально. Сегодня французский потребитель осуществляет покупки продуктов в среднем в 7,1 магазина в месяц — от «драйва» до биолавки, но при этом хочет, чтобы самое необходимое продавалось в радиусе пешей доступности. Соответственно, торговля должна вернуться к истокам, которыми, по мнению Шелшера, является «бизнес с человеческим лицом, привязанный к территории, построенный на связях и доверии». Нужно, чтобы человек на месте хорошо понимал, чего хочет потребитель, и ориентировался в колебаниях спроса, то есть торговля должна «вернуться на землю». Скажем, ретейлеры сильно потеряли в продажах непродовольственных товаров из-за онлайн-торговли, но есть ниши, которые показывают рост, — растения, продажа книг перед праздниками и т.д. «Беды некоторых нельзя применять ко всем», — заключает он.

Или lux, или дисконт
Примерно о том же говорят применительно к специализированной рознице, той же одежде и обуви — потребление становится более раздробленным. В итоге сети, которые ставили на средний ценовой сегмент и на то, чтобы угодить всем, страдают больше всех. Потребители уходят от них в обе стороны: H&M уже слишком дорог, ведь в Primark можно без стресса покупать одежду хоть на один раз, и наоборот — растет рынок товаров класса премиум и lux. Это значит, что могут начать расти марки, которые ориентируются на узкую аудиторию: к примеру, касаемо рынка одежды и обуви прогнозируется, что в противовес азиатскому производству будут расти дорогие бренды, производимые в Европе (вроде бренда Aigle, который «выстрелил» за счет резиновых сапог по 50-100 евро за пару).

Те, кто сможет точечно угадывать предпочтения потребителя, на своем месте и останутся. Исход крупных ретейлеров в этом случае может открыть пространство для мелкой торговли, дать шанс вернуться в центр городов тем форматам, которые были оттуда когда-то вытеснены: продуктовые, булочные, комиссионные магазины, которые в последние годы показывают рост на зеленой волне. Во Франции также растет ресторанный рынок, магазины биопродуктов, специализированная продуктовая розница — по оценкам LSA, например, площадь винных магазинов за 2018 год выросла на 13%. Остается только надеяться, что их всех хватит для того, чтобы людям не пришлось долго глазеть на пустые витрины.