То, что лучший способ сбыть молодое вино — это организовать в его честь праздник, французы придумали еще в середине прошлого века. Сегодня во Франции существуют праздники, наверное, в честь всех основных производимых продуктов: мяса, сливы, клубники, острого перца, фестивали трюфелей и фуа-гра, праздники мидий, устриц, салон шоколада и т.д. Добавьте к этому еще огромное количество закрытых мероприятий вроде конкурса шеф-поваров по приготовлению яйца с майонезом или рок-фестиваль Rock n’Toques, где вместе с поварами готовят звезды.

Назовите французу любую знаменательную дату, и он тут же придумает, как в него вписать гастрономическую составляющую: к примеру, ближайшее, что ждет нас в Ренне, — это фестиваль в честь дня беженца Refugee Food Festival. Рестораны города будут предоставлять свои площадки поварам-беженцам для обмена опытом. Гастрономические ивенты проводятся круглый год, охватывая максимум — от фуд-траков до мишленовских ресторанов.

Главные дни обжорства
Самые крупные мероприятия приходятся на 20-е числа марта и сентября. Предыстория следующая. В 2010 году ЮНЕСКО включила французскую гастрономию в «Список нематериального культурного наследия человечества» (идея Николя Саркози), что позволило придать ее развитию статус национального проекта и выделять на него деньги из бюджета. Французское министерство экономики и финансов сразу предложило создать крупный гастрономический фестиваль на базе уже существующих традиционных сентябрьских мероприятий. Так появился La Fete de la Gastronomie (Праздник гастрономии).

Концепт предполагал совместное финансирование — средства федерального и региональных бюджетов, ресторанных и предпринимательских ассоциаций, спонсоров (сегодня это, например, компании Electrolux, UberEats и пр.) и т.д. Сами рестораторы за участие не платят ничего, надо только чтобы твою заявку одобрили организаторы. Непосредственные расходы можно попытаться еще потом компенсировать через системы поддержки предпринимательства.



Если основной предшественник фестиваля Cuisine en Fete («Праздничная кухня») имел посещаемость около 900 тыс., то посещаемость мероприятий La Fete de la Gastronomie в 2014-м достигла 1,8 млн человек, а в 2017-м — уже 3 млн. Две трети причем из них были иностранцами. Мероприятия проводятся по всей стране: дегустации, банкеты, кулинарные мастер-классы и т.д. Одно из основных, например, — Village International, на котором представлена кухня мира, проходит недалеко от Эйфелевой башни.

В 2015 году был добавлен еще один бренд фестиваля французской кухни — Gout de France/Good France («Вкус Франции»). Его основная задача — продвижение на зарубежных рынках, именно поэтому он проходит в марте, перед началом основного туристического сезона (Франция уверенно движется к своей основной цели — 100 млн туристов в 2020 году, а гастрономия — один из основных поводов посещения этой страны). В прошлом году оба мероприятия объединили, точнее La Fete de la Gastronomie присоединили к Gout de France, в последний раз проведя и то и другое. С этого года проходит уже только Gout de France, заявленный охват которого — 150 стран, включая Россию.

От большого к малому
Масштабные проекты, поддержанные на самом высоком уровне, привели к невероятному росту популярности этого способа продвижения общепита и развитию ресторанных праздников на всех уровнях. Сегодня в освободившемся «окне» La Fete de la Gastronomie осталось немало региональных мероприятий, которые продолжат проводиться, как и раньше, в сентябре, только уже при поддержке местных властей (бюджет в небольшом городе на подобные праздники может составлять порядка 50 тыс. евро), или и вовсе независимых.

В качестве примера можно привести фестиваль Mange Lille!, проводимый с 2016 года. Нор-Па-де-Кале никогда особо не славился изысканностью кухни, а главным его туристическим событием всегда было ежегодное проведение самой большой барахолки в Европе. К ней традиционно привязывали праздник мидий, даже есть такая традиция — выбрасывать пустые ракушки в определенном месте, чтобы к вечеру вырастала гора.

Фестиваль еды на главной городской площади
Фестиваль еды на главной городской площади© Destination_Rennes
Фестиваль еды на главной городской площади
Фестиваль еды на главной городской площади© Destination_Rennes
Фестиваль еды на главной городской площади
Фестиваль еды на главной городской площади© Destination_Rennes
Фестиваль еды на главной городской площади
Фестиваль еды на главной городской площади© Destination_Rennes


Но местным рестораторам показалось, что этого маловато, и они организовали именно ресторанный фестиваль, который проходит пару недель спустя. Город предоставляет только площадку, 57% бюджета рестораторы собирают со спонсоров (на севере располагаются штаб-квартиры нескольких крупных компаний). В прошлом году фестиваль шел неделю, его главным закрывающим событием является «рынок» дегустаций на основной площади города, доступный широкой аудитории: одно блюдо — один жетон, стоимость которого 4 евро. В последний раз посещаемость такого регионального ивента составила около 30 тыс. человек. В этом году ассоциация Mange Lille! добавила еще несколько событий в свою карту, например соревнование с поварами из Мексики в июне.

В городах, где есть традиция проведения рынков, организовать похожее по духу мероприятие для общепита с общим ростом популярности фуд-траков еще проще. К примеру, что касается Ренна, то тут le Marche a manger уже несколько лет проводится в одно воскресенье каждый месяц по тому же принципу максимальной доступности — 7-8 евро за блюдо. Такая частота приводит к тому, что у людей появляется привычка по выходным ездить в центр, в итоге выигрывают все, в том числе местная торговля. Но больше всего выигрывают, конечно, сами рестораторы, все больше людей оттягивая от домашней кухни на свою сторону.