Интернет стал для российских предпринимателей одним из основных каналов продаж: даже для тех, кто раньше вообще его не рассматривал. За места на виртуальных витринах маркетплейсов бьются крупные и мелкие ретейлеры, производители, импортеры. Конкуренция в отечественном e-commerce стремительно растёт, и самые опытные предприниматели уже начали присматриваться к перспективным рынкам соседних стран.

Особый интерес у наших ретейлеров вызывают ближайшие соседи - страны Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения). Эти направления привлекательны для российских интернет-продавцов по двум причинам. Во-первых, товары сюда можно доставлять быстро и недорого. Логистика между Россией и другими странами-участницами ЕАЭС хорошо развита, кроме того, ЕАЭС является «зоной беспошлинной торговли»: товары здесь могут перемещаться совершенно свободно. Это максимально упрощает Интернет-торговлю и сокращает путь товара к иностранному покупателю.

Во-вторых, у местного населения высока потребность в качественных товарах, которые можно заказать онлайн. А низкая конкуренция со стороны местных игроков рынка e-commerce упрощает задачу для российских интернет-магазинов, они уже сейчас могут предложить покупателям ближнего зарубежья свой ассортимент и организовать для них удобную доставку.

Наиболее выигрышные позиции российскому ретейлу удалось занять на рынках Беларуси и Казахстана. Высокая численность населения (9,3 млн в Беларуси и почти 19 млн в Казахстане) в сочетании со стабильным уровнем доходов стимулирует развитие местной онлайн-торговли, и она растет взрывными темпами. Так, в 2020 году рынок e-com в Казахстане вырос на рекордные 82% и продолжает набирать обороты. Требования к скорости и цене доставки здесь пока ниже, чем в России, однако эти факторы уже сейчас играют решающую роль для казахских интернет-покупателей. При этом их интересует довольно широкий ассортимент товаров: российские интернет-магазины активно отправляют в Казахстан косметику, книги, одежду, обувь, продукты для здорового питания и штучные, уникальные товары, изготовленные на заказ. В Беларуси рынок e-com отличается высоким уровнем развития и имеет отличный потенциал. По данным Boxberry в прошлом году интернет-покупки делали до 50% жителей Беларуси. При этом крупные белорусские города располагаются совсем рядом с российскими границами, что позволило сделать доставку максимально быстрой. Например, отправление из Москвы в Минск занимает всего за 1-2 рабочих дня.

Армения и Киргизия пока недостаточно оценены нашими онлайн-продавцами, но перспективы для роста интернет-торговли в этих странах несомненно есть. Для российских предпринимателей сложились комфортные условия выхода на армянский и киргизский рынки: покупателей, готовых заказывать онлайн, здесь достаточно много, а предложений со стороны местных интернет-магазинов мало. Такой ситуацией можно и нужно пользоваться, сегодня для этого есть все возможности. Например, в Армении, где налажены прочные связи с Россией и живет много людей, прекрасно владеющих русским языком, до недавнего времени доминировала доставка с американского рынка через мэйлфорвардеров (от mail-forwarder - посредник по доставке товаров из США). Казалось бы, удобное территориальное расположение и отсутствие таможенных барьеров должны давать российским интернет-магазинам зеленый свет. Однако адекватных предложений по доставке из России в Армению долгое время просто не было, и наши предприниматели предпочитали «не замечать» армянский рынок. Сейчас ситуация поменялась: доставить отправление в Армению можно в короткие сроки и по приемлемой цене.

Что может помешать нашим онлайн-продавцам успешно завоевать рынки ближнего зарубежья? Пока для многих из них главная сложность – отсутствие информации, предприниматели просто не знают, как продавать товары в ЕАЭС, с чего начинать. В этой ситуации образовательную функцию могут взять на себя логисты, которые заинтересованы в росте продаж партнеров.

Логистам на пути к новым рынкам тоже приходится сталкиваться с трудностями. Нередко работе в странах СНГ мешает недоработанность местного законодательства, его несогласованность с нуждами Интернет-торговли. Не всегда у нас есть возможность предоставить иностранным покупателям весь спектр услуг, доступный российским клиентам. Есть сложности с приемом наложенного платежа коммерческими операторами, иногда бывает не просто вернуть не подошедший товар. Однако по опыту нашей работы со странами ЕАЭС могу сказать, что нам ни разу не пришлось столкнуться с нерешаемыми проблемами.