Логистика — это пока сдерживающий фактор развития бизнеса в России, в том числе ретейла. Но в ней заключены реальные возможности, которые в перспективе будут драйвить рынок стационарной и электронной торговли. Главный вопрос современной логистики — как сделать опыт получения покупок клиентом наиболее приятным и удобным. Он актуален и для e-commerce, и для обычного ретейла.

Вообще, простой обыватель видит все меньше различий между ними благодаря активному развитию омниканальных моделей. Ясно одно: человеку важен результат — то есть товар в руках. А как он его получит: через постаматы, пункты выдачи заказов, отделения «Почты России» или курьерскую доставку — дело десятое. Но чем больше будет возможностей — тем лучше. Будет из чего выбрать.

Сколько зарабатывают логисты в ретейле читайте здесь.



Осознав этот тренд, мы задумались над разработкой универсальной логистической модели, которая была бы удобна для клиента и продавца. В итоге стали создавать интегрированную платформу на базе сети «Почты РФ», которая позволит офлайн-магазинам и омниканальным ретейлерам эффективно работать не только с конечными покупателями, но и с поставщиками в масштабах всей страны. Ведь когда речь идет о маркетплейсах и интернет-магазинах, где 1 млн и более SKU, важно не только продать товар, но и грамотно принять его на реализацию.

Чтобы снять все барьеры «первой мили», мы сами начали строить распределительные и фулфилмент-центры по всей России. Первый такой объект площадью 50 тыс. м2 мы в прошлом году запустили в столичном Внуково-2. Строительство похожего центра площадью 45 тыс. м2 полным ходом идет сейчас в Новосибирске. Запустим его следующей весной. А в Хабаровске строительство такого центра только началось. Всего в ближайшие 2 года мы запустим по стране сеть из 38 логистических хабов, вложив в этот проект вместе с нашим партнером ВТБ более 20 млрд рублей. Страна у нас большая. В регионах логистическая инфраструктура развита плохо. Постараемся этот дефицит хотя бы отчасти закрыть.

Как в регионах развивается складская недвижимость, читайте здесь.



Вторая важная часть создания универсальной платформы — это мультиканальная доставка, мы уже сотрудничаем со сторонними ПВЗ. Но практика показывает, что покупатель может заказать товар в пункт выдачи заказа, а потом, пока товар едет из Москвы в условный Хабаровск, поменять свое решение, отдав предпочтение, например, постамату. И мы должны быть готовы к подобной перестройке в логистической цепочке, подхватывая ситуацию буквально на ходу. Поэтому мы практикуем разные виды доставок, в том числе силами партнеров. Пока в тестовом режиме. Но это пока. Развитие этого сервиса обеспечит нам гибкость, а нашим клиентам — оптимизацию затрат. Ведь все смотрят на бюджет и делают выбор в пользу того или иного вида доставки, исходя из его стоимости.

Третья важная часть платформы — транспорт. Даже в нынешнем виде «Почта России» — самая эффективная магистраль для ретейлеров на территории страны. У нас более 15 тыс. собственных автомобилей и есть даже собственный поезд. Но для пущей мобильности мы заключаем прямые контракты со всеми компаниями-перевозчиками. Такое обширное хозяйство позволяет экономить на масштабе. И мы намерены его развивать и дальше. Во всяком случае об этом было заявлено после акционирования компании прошлой осенью. Мы ни с кем не конкурируем и готовы помогать всем ретейлерам — и классическим, и виртуальным. Мы уже обрабатываем более 1 млн посылок в день. И намерены за счет роста e-commerce увеличить свои доходы от посылочного бизнеса к 2023 году до 122 млрд рублей.

Когда универсальная платформа, которую мы создаем, заработает в полную силу, ретейлеры смогут не думать о логистике и сосредоточить свои усилия на работе с клиентами — продвижении, маркетинге, развитии сервисов. Операционные вопросы будут стандартизированы, и их решением будут заниматься надежные партнеры. Именно такое взаимодействие мы выстраиваем с ключевыми игроками рынка. Многие из них начинали с собственного фулфилмента и собственных служб доставки. Но сейчас привлекают партнеров. И в нынешней ситуации бурного развития рынка это самый правильный путь. Невозможно бесконечно жить на натуральном хозяйстве. Это уже неэффективно.

Логистический рынок России находится в стадии трансформации. Если раньше вся логистика была заточена под продавца, то сейчас покупатель диктует условия. Процент людей, готовых долго ждать свои товары. сокращается. И у покупателя сейчас гораздо больше возможностей получить свой товар, чем у продавца — его доставить. Причем с доставкой есть проблемы. В нашей компании только 94% заказов доставляются клиентам вовремя и без проблем. Остальные имеют нарекания. Причем 4% проблем связаны с логистикой. Между тем во всем мире мы видим тренд на так называемую консолидацию заказов, когда несколько заказов одного покупателя (сделанных даже на разных платформах) собирают в одну посылку. Это страшный сон всех логистов, ведь число посылок сокращается, и доходы вроде как должны падать. Но на самом деле ситуация другая. В США за счет консолидации заказов e-commerce вырос на 30%. На первом этапе доходы логистов действительно проседали. Но зато высвобождались мощности, и можно было сэкономить на операционных издержках. В итоге потребитель быстро привык к новшеству, понял, что это удобно, и начал заказывать больше. Тем самым число заказов отыграло обратно. Думаю, этот тренд неизбежно придет и к нам.



Мнение Сергея Лебедева о главных трендах в российском интернет-ретейле читайте здесь.


   
(Из выступления на Дне ретейла ИД Коммерсант).