Сейчас много говорится о трендах на рынке e-commerce. Еще пару лет назад они приходили к нам из США и Китая. Но сейчас Китай в этом вопросе затмил западного конкурента, что неудивительно. Рынок китайского e-commerce в прошлом году превысил $2 трлн (это 57% мирового e-commerce). А доля Alibaba на китайском рынке электронной торговли — около 60%. За 2 последних года она, правда, сократилась на 12%, потому что появились новые игроки, которые нас потеснили. Но разумеется, тренды мы чувствуем очень четко. А некоторые даже создаем, ведь Alibaba в Китае — это целая экосистема из ретейла, лайфстайла, развлечений и др. В России о создании такой экосистемы пока только мечтают.
Российский рынок вообще особенный. Во-первых, он пока относительно небольшой: его объем составляет всего $20,6 млрд, для сравнения: объем глобального рынка достиг в прошлом году $3,5 трлн. Тот же российский Alibaba в структуре глобальной Alibaba Group почти незаметен. Приведу простой пример. Как вы знаете, 11 ноября прошел очередной Всемирный фестиваль шопинга (раньше он назывался «День холостяков»). За один этот день оборот Alibaba в Китае составил $38 млрд, а в России — 17 млрд рублей. И если в прошлом году первый $1 млрд Alibaba сделал за первые 128 секунд, то в этом — за 68 секунд. А в России 20% продаж были сделаны в первый час. Но и это хорошо. Значит, люди ждали акцию заранее, откладывали товары в корзину, а потом сидели и нажимали кнопочки. Тем не менее если сравнивать наш e-commerce с глобальной ситуацией, то наш рынок — это такой ребеночек в ходунках. Вроде встал уже, пытается шагать, но без посторонней помощи пока не обходится.
Вторая особенность российского рынка в том, что здесь нет одного ярко выраженного лидера, хотя в США и Китае такие лидеры есть — в лице Amazon и Alibaba соответственно. В России же примерно 45% рынка приходится на топ-10 крупнейших игроков. И локальные бизнесы малы.
Зато у нас высок уровень доступа к Интернету и большое количество онлайн-покупателей. Это третья особенность российского e-commerce. Россия и Китай — это две уникальные страны, где можно выйти на улицу без кошелька, просто с телефоном, и купить что угодно и где угодно. Но если в Китае эта ситуация развивалась органично, то у нас (редкий случай) ее развитие подтолкнуло государство, приняв закон об обязательной передаче данных от ретейла в налоговую и установке онлайн-касс. Тем не менее пока проникновение онлайн-ретейла у нас низкое — всего 5%. Но, по моему мнению, в ближайшие 3-4 года рынок должен удвоиться.
Какие тренды, на мой взгляд, подтолкнут развитие рынка?
Первый и главный — продажа в Интернете продуктов питания. Это то, что выведет наш e-commerce на новый уровень. Ведь частота заказов в продуктовом ретейле самая высокая. Мы бы тоже хотели продавать продукты питания. Мы к этому идем — строим маркетплейс, поскольку это гибкая структура, удобная для покупателя и продавца.
Второй тренд — развитие логистики и доставки, и, главным образом, пунктов выдачи заказов. В Китае ПВЗ развиты слабо, потому что там люди живут в больших домах, где всегда есть консьерж, который может в любое время принять посылку. Поэтому в ПВЗ просто нет нужды. Но в России качественные ПВЗ — это то, к чему мы очень скоро придем. Мы собственные ПВЗ строить пока не собираемся. Предпочитаем работать через партнеров. Но что будет завтра — трудно загадывать. Пока 95% наших заказов доходят до адресата без проблем, но 5% покупателей жалуются на логистику (не доставлен, поздно привезен, привезен поврежденный). Так что решение этой проблемы у нас на повестке.
Третий тренд — развитие искусственного интеллекта. Если 2 года назад у нас только 25% покупок совершались из рекомендованной ленты, то сейчас — 50%. То есть мы прогнозируем потребительское поведение. Кроме того, сейчас у нас по картинкам ищется 73% товаров. Люди фотографируют понравившуюся вещь прямо на улице, делают скриншот, а потом ищут на нашем портале. И это реально работает.
Четвертый тренд — внимание к качеству товаров. Сейчас много разговоров о том, что в трансграничной торговле много вредных продуктов без сертификатов. Это точно не наш случай, хотя в прошлом проблема существовала. Доходило даже до того, что китайские потребители блокировали офис Alibaba. После этого компания стала уделять повышенное внимание вопросам интеллектуальной собственности и безопасности товаров. За последние 2 года на площадке закрыто более 230 тыс. магазинов. Кроме того, по заявлению компании было закрыто 1,5 тыс. фабрик, которые производили контрафакт. В Alibaba существует четкая структура соглашений с продавцами и все товары сертифицированы (по китайскому образцу). Разумеется, наша компания с капитализацией $0,5 трлн не будет рисковать и ставить на площадку дерибас.
В заключение хочу ответить на вопрос, который очень беспокоит участников рынка в последнее время, а именно — убьет ли онлайн офлайн? Мой ответ — нет. Шопинг — это про эмоции, а не только про скорость покупки и экономию. А с эмоциями в онлайне проблемы. Так что люди будут ходить в магазины хотя бы для того, чтобы себя показать и на других посмотреть.
Из выступления на конференции «Дни ритейла на Неве»