Сценарии развития российского fashion-ретейла без иностранных операторов сегодня вызывают множество вопросов. Заявления ретейлеров носят эмоциональный или практический характер? Если операторы вернутся, то когда? Как «исход» скажется на собственниках торговых центров? Смогут ли ретейлеры из России, Беларуси, Казахстана, Турции занять высвободившиеся площади?

Мы беспокоимся о собственниках и видим картины пустующих ТЦ – и это важно. Но мало кто задается основным вопросом – о потребителях товаров fashion-ретейла и посетителях ТЦ – как изменилась покупательская способность и нужны ли им сегодня европейские, российские или восточные бренды? Попробуем ответить на все вопросы.

Почему важно сначала говорить о покупателях?
Мне бы хотелось начать с того, что даже при отсутствии эмоциональных заявлений со стороны международных операторов по приостановке или уходе, у fashion-ретейла все равно бы упали обороты торговли, а у собственника – прибыль.

Давайте смотреть на цифры. По очень консервативным прогнозам экономистов к концу года инфляции в России составит 20% (по нашим ожиданиям разгонится до 30%). А прогноз снижения розничной торговли – до 8% – и это очень высокий показатель. И такое снижение связано не только с инфляцией, а с высоким уровнем закредитованности платежеспособного населения.

Как мы помним, в 2020-21 году, чтобы поддержать строительную отрасль, были введены льготные программы по ипотеке под 6,5%. Ипотечные продажи били рекорды. В итоге на входе в этот кризис в России высокая закредитованность населения со значительными рисками потери работы.

В кризисные времена рынок торговой недвижимости страдает в первую очередь. Цепочка проста: люди делают выручку операторам, операторы приносят доход собственникам, выплачивают ставку в виде процента от оборота. В условиях нестабильной экономики, слабого рубля, роста безработицы люди начинают экономить, ориентируясь на худшие сценарии – слишком высока неопределённость развития ситуации, происходит повсеместный рост цен, и свободных денег у населения практически нет.

Поэтому даже если бы иностранные ретейлеры остались, то стоимость их товаров возросла.

Что стоит за заявлениями брендов сейчас?
Вернемся к теме ухода брендов. С конца февраля из сферы fashion об уходе или приостановке деятельности заявили Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius), Kering (Gucci, Saint Laurent, Balenciaga, Alexander McQueen), Mango, Reserved, Victoria’s Secret, Uniqlo, H&M, Crocs и Levi’s, Adidas, Nike, Puma, Louis Vuitton Moet Hennessy, Cartier и Chanel, Hugo Boss и Hermes и другие. Вернутся ли они? Как они будут выходить из России или возвращаться? Прогнозировать сложно.

Сейчас в ТЦ мы видим не пустые площади, а закрытые магазины. А это значит, что операторы все еще являются арендаторами, хотя и не приносят собственнику прибыли от оборота.

Но с момента эмоциональных заявлений прошло не больше месяца, а об официальных прецедентах разрыва арендных отношений мы пока не слышали. С высокой вероятностью международные операторы сейчас занимаются аналитикой, расчетами и планированием.

Им нужно сейчас решить ряд сложных вопросов:

• Потеря доли российского рынка
В этом пункте стоит отметить, что для многих операторов в масштабах всего мира потеря доли от российского рынка будет неприятна, но не критична для устойчивости бизнеса. На российских рынок у крупных операторов приходится не более 15%. Более критичны репутиционные риски на фоне негативной реакции со стороны покупателей из других стран – они могут начать «бойкотировать» бренды.

• Просчитать возможности выхода из договоров аренды.
А вот резкий выход из арендных отношений с учетом штрафных санкций может пошатнуть финансовую устойчивость. Особенно для крупных сетевых ретейлеров, владеющих рядом брендов. Арендатор не может простой уйти. Есть жесткие рамки, регулируемые законодательством, договорными отношениями и гражданским кодексом. По общему правилу, договоры аренды предполагают уведомление собственника о выходе из аренды минимум за 6 месяцев до, либо следуют серьезны штрафные санкции, привязанные в ставке или проценту от оборота.

Предположу, что сейчас сети, которые занимают большие площади в торговых центрах и стрит-ретейле, просчитывают возможные штрафные выплаты в размере арендной платы. А это большие деньги в размерах сети – и одномоментные выплаты за выход из договоров сегодня могут отразиться на устойчивости операторов в перспективе 2-3 лет.

• Проанализировать ценообразование в валюте с учетом продаж в рублях и получения прибыли в валюте
В России международные бренды номинируют стоимость в рублях, но цена товаров номинируется в евро, и также в евро направляется выручка в головной офис компании. У международных брендов просто не было бы возможности удержать цены. Мы помним резкий валютный скачок в 2015 году. И помним, что тогда цены на товары заграничных брендов резко выросли в соответствии с ростом евро и доллара.

• Построение новых логистических цепочек.
Логистика – один из сложнейших вопросов сейчас. Казалось бы, что многие европейские бренды отшивают товары в Китае, Пакистане, Египте – вопрос логистики не так и усложняется. Но как из европейской компании доставить ткани и материалы для отшива, например, в Китай при закрытом российском небе. Непрямую логистику можно попробовать выстроить, но она повысит стоимость товара.

Что происходит сейчас с собственниками?
Собственники торговой недвижимости сегодня вновь столкнулись с потерями при частично закрытых магазинах международных брендов и с учетом сокращения покупательской способности.

Отчасти ситуация напоминает пандемийный локдаун. Но если в тот период собственники понимали, что пандемия закончится, ограничения будут сняты, покупатели вернутся. И они знали, как и о чем договариваться с арендаторами. В тот период неплохо были отработаны меры поддержки со стороны Правительства. Сегодня у собственников нет прогнозов развития ситуации и договариваться не с кем – операторы закрыли магазины, и они также остаются пока без прогнозов будущих действий. И у собственников нет оснований для договорённостей – потребительский спрос продолжит сжиматься.

Рассмотрим негативный сценарий. Если международные сети уйдут, то некоторые ТЦ опустеют до 40%. Начнется стратификация рынка: крупные профессиональные ТЦ потеряют аудиторию из-за пустоты, востребованными станут районные малоформатные ТЦ с товарами повседневного спроса. В этой ситуации собственникам будет как никогда важна поддержка правительства. И она должна быть сильнее, чем в период пандемии. Спрос сократится максимально. Многие собственники с действующей кредитной линией могут оказаться перед процедурой банкротства и переходом собственности банкам.

Конечно, рынок торговой недвижимости России развит и затормозил количественное развитие. Новые проекты единичны. Но даже если по всей России 10 объектов отойдут банкам, то это будет серьезный удар по бизнесу. Важно понимать, что и банкам эта недвижимость не нужна – они ждут кредитные платежи.

При таком сценарии роль правительства может заключаться в субсидировании кредитов, чтобы дать возможность собственникам восстановить деятельность или сменить формат комплекса. А на это потребуется много времени.

Смогут ли бренды из России, Белоруссии, Казахстана, Турции заменить ушедших?
Не сомневаюсь, у брендов России, Турции, Белоруссии, Казахстана, Китая есть сопоставимые по формам марки. Например, нам знакомы турецкие бренды Mavi, Koton, Colin's. Но важно понимать, что что новые бренды не смогут моментально полностью заменить бренды, которые могут уйти – ни по площадям, ни по мощностям, ни по прибыли.
Условно, Inditex с брендами Zara, Bershka, Pull & Bear, Stradivarius занимал в профессиональных ТЦ значительные площади, формировал лояльный трафик ТЦ и приносил значительный процент прибыли собственнику.

Допустим, что сопоставимый новый бренд, например, из Турции фантастическим способом сможет занять все площади Inditex, то рассчитывать на сопоставимую прибыль от нового бренда не стоит в ближайшие 2-3 года. Новому бренду предстоит заработать лояльность российской аудитории, тратить миллионы на маркетинг и продвижение, при этом не стоит рассчитывать на ставку с процента от оборота. Профессиональный собственник понимает риски, поэтому будет рассчитывать на гарантированный доход от фиксированной ставки.

Не стоит забывать и о мощностях – ни один бренд из Белоруссии или Казахстана не обладает такими партнерскими связями, логистическими потоками и производственными мощностями как европейские fashion-операторы.

Текущие заявления, что мы сможем быстро заменить ушедшие бренды – лишь информационный повод. Не сможем. И надеюсь, что не придется заменять. Надеюсь, что бренды из Турции, Белоруссии, Казахстана, Китая придут на рынок не в качестве замены европейским брендам, а в статусе перспективных конкурентов.