Тема «второй волны» не утихает. Из Европы и Азии приходят тревожные сигналы о новых заражениях и повторных локдаунах. Возможен ли такой сценарий для России? Как говорится, никто не застрахован. И хотя общение девелоперов торговой недвижимости с федеральными властями дает надежду, что тотальных санкций для ТЦ в случае повторения пандемии не будет, но лучше подготовиться к негативному сценарию. В конце концов, «первую волну» тоже никто не ждал. Но прилетел «черный лебедь», спутал все карты и разрушил планы.

Мы, как и многие коллеги, растерялись. Не понятно было, как адаптироваться к стремительным изменениям. Никаких чек-листов на случай такого форс-мажора у нас не было. Так что, с 28 марта по 1 августа мы получали новый бесценный опыт: закрылись, ушли на удаленку, потом открыли магазины площадью до 400 м2 с выходами на улицу (к слову, в нашем здании оказалось всего 9 таких площадок) – и далее по алгоритму до снятия карантинных ограничений (и то неполных, поскольку до сих пор в ТЦ закрыты детские площадками и кинотеатры).

А теперь давайте порассуждаем: а что, если завтра «вторая волна»? У всех ли торговых центров есть план «Б» на этот случай? Держу пари, что не у всех. Что же делать, если «черный лебедь» вернется?

1

Решаем вопрос денег

Если «вторая волна» все-таки нас накроет и ТЦ снова вынуждены будут остановить работу, первым делом нужно оперативно определить стоимость каждого «квадрата» площади и каждого этажа. Для этого надо собрать в один реестр все расходы, которые придется нести по обслуживанию здания, и разделить их на арендную площадь. Так мы получим ставку, которая становится базовой в переговорах с арендаторами о платежах на время простоя. Затраты по содержанию ТЦ девелопер и магазины должны нести совместно.

2

Разбираемся с ОКВЭД

Для Екатеринбурга этот вопрос оказался актуальным. Многие задумались, а не сделать ли еще пару ОКВЭДов, чтобы иметь возможность открыть площадку пораньше. Сейчас мы собираем перечень всех ОКВЭДов с арендаторов и заносим их в общую базу. Это нужно на случай, если выйдет указ о выборочном закрытии бизнесов. Опираясь на эту базу, мы сразу поймем, кто может не закрываться и продолжать работу. 

3

Договариваемся о партнерстве

Торговый центр не продает товары, а лишь создает условия для их реализации нашими арендаторами. Мы в одной упряжке или в одной лодке. А значит, должны договариваться и двигаться вперед вместе. Как мы можем помочь партнерам в случае «второй волны»? Можем организовать для них ПВЗ, начать совместное продвижение через электронные СМИ или консультации по получению льгот и компенсаций от государства.

4

Сокращаем расходы

Включаем режим жесткой экономии по всем фронтам. Максимально отключаем все оборудование и освещение без ущерба для здания. Вводим удаленное управление оборудованием. Клининг оставляем только в рабочих зонах. Пишем письма поставщикам о полной остановке договоров. И, наконец, полностью обнуляем расходы на маркетинг и развитие. Кризис – не их время.

5

Мобилизуем управляющую компанию

Определяем минимальный состав топ-менеджмента, который должен оперативно решать вопросы. Его подключаем во все чаты и конференции. А тех, кто в этот список не попал, переводим в режим простоя. Даем новые указания охране: план перекрытия рабочих зон и новых постов. Перестраиваем маршрут входящих от клиента звонков и готовим шаблоны оперативных сообщений для аудитории, которые можно выложить на сайт и в соцсети.

6

Удаленная работа

Не все могут и умеют так трудиться. Людей надо обеспечить оборудованием, подключить к корпоративным каналам и базам с документами. Идеален в такой ситуации, конечно, электронный документооборот. Если нет – подстраиваем бумажный под новую логистику.

7

Думаем о дополнительном заработке

Даже в период простоя можно найти возможности подзаработать. Мы в карантин стали оказывать юридические и бухгалтерские консультации, рекламные услуги. Проводили ремонтные работы и дезинфекцию. Лишних денег, как говорится, не бывает.

8

Не закрываем выходы на улицу

Если во время карантина появились новые выходы из ТЦ на улицу, не торопитесь их закрывать. Мы сами раньше отказывали арендаторам, которые хотели такие выходы сделать. Теперь будем такие инициативы приветствовать. Пусть будут. На всякий случай.


 И последнее – создаем план не только для быстрого закрытия ТЦ на карантин, но и для его быстрого открытия. Практика показала, что изменение ситуации с минуса на плюс тоже может стать проблемой, если не подготовиться.

А вообще желаю всей торговой индустрии попутного ветра и семь футов под килем. И никаких больше волн! Разве что растущую волну покупательского трафика и торгового оборота.

Из выступления на Межрегиональной конференции «РСТЦ-Урал/Сибирь. Новые реальности для торговых центров»