Наибольший прирост выручки из четверки публичных ретейлеров показал лидер рынка Х5 Retail Group. У Х5 чистая розничная выручка за 9 месяцев выросла на 14,2%, до 1,3 трлн рублей, у «Магнита» — на 10,5%, до 1 трлн рублей, у «О’Кея» — на 2,9%, до 117 млрд рублей, и наименьший рост был у «Ленты» — 1,9%, до 299,6 млрд рублей.

Из четырех ретейлеров только у двоих есть оптовые продажи. Так, у «Магнита» оптовая выручка за 9 месяцев выросла на 59,4%, до 24,5 млрд рублей, а розничная — на 9,7%, до 976 млрд рублей. У «Ленты» оптовая выручка, наоборот, сократилась на 59,9%, а розничная выросла на 5,7%.

Выручка онлайн-супермаркета Perekrestok.ru за 9 месяцев составила 2,7 млрд рублей против 0,6 млрд годом ранее.

Больше всего аналитиков разочаровала отчетность «Магнита». В частности, показатели за III квартал оказались хуже консенсус-прогнозов. Сергей Сидилев, аналитик «БКС Брокер», в своем отчете отметил, что наибольшую слабость продемонстрировал показатель EBITDA, который отстал от прогнозов на 12% и составил 19,8 млрд рублей против 22,4 млрд в III квартале 2018 года. Вместе с этим рентабельность EBITDA упала до рекордно низких значений — 5,8%. Чистая прибыль компании и вовсе снизилась более чем в 2 раза в связи с ухудшением операционной эффективности, ростом финансовых расходов и увеличением эффективной налоговой ставки.



«Менеджмент «Магнита» выделяет одной из ключевых причин падения операционной эффективности компании распродажу накопившихся запасов. Что, несомненно, является позитивным и необходимым моментом в кейсе компании. Однако распродажа запасов должна была сказаться по большей мере на снижении lfl среднего чека. В отчете мы видим обратное, lfl-трафик в III квартале 2019 года продемонстрировал рекордное снижение (-3,4%) с I квартала 2018 года», — отметил Сергей Сидилев.

«Если сравнить показатели роста выручки двух крупнейших ретейлеров (и основных конкурентов) «Магнита» и X5 Retail Group, то можно заметить, что темпы роста выручки двух компаний постепенно сближаются. В целом же «Магнит» отчитался достаточно слабо», - говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев.

А что с like for like и форматами?
У лидера рынка Х5 сопоставимые продажи за 9 месяцев выросли на 4,7%, трафик — на 2,1%, средний чек — на 2,5%. Если ранее у Х5 драйвером выручки был формат магазинов у дома «Пятерочка», то теперь — уже супермаркеты. Выручка lfl «Пятерочки» выросла всего на 4,3%, в то время как «Перекрестка» — на 8%. В «Карусели» покупательский поток (lfl) сократился на 3,4%, в «Пятерочке» он вырос на 1,9%, а в «Перекрестках» — на 5,7%.

Сопоставимые продажи «Магнита» выросли на 0,5%, средний чек — на 3,7%, а трафик упал на 3%. При этом у «Магнита», в отличие от Х5, формат магазинов у дома по-прежнему растет лучше, чем супермаркеты (компания считает в одной графе супермаркеты и гипермаркеты, - Ред.). Так, сопоставимая выручка магазинов у дома за 9 месяцев выросла на 1,3%, а супермаркетов сократилась на 4,3%. Сопоставимые продажи дрогери выросли на 3,6%. При этом падение трафика lfl наблюдалось и в магазинах у дома (3%), и в супермаркетах (5,8%). Трафик в дрогери показал небольшой рост — 0,4%.

В «Ленте», как и у многих других игроков, стал проседать формат гипермаркетов. Cопоставимые продажи гипермаркетов выросли на 0,8%, в то время как супермаркетов — на 15,3%. Средний чек lfl в гипермаркетах вырос на 1,8%, в супермаркетах — на 2,8%. Покупательский поток в гипермаркетах сократился на 1%, а в супермаркетах вырос на 12,1%. «В ответ на снижение трафика компания усилила промоактивность в августе и сентябре, что привело к значительному притоку охотников за скидками с небольшими чеками, высокой доле промотоваров в корзине и очень низкой частоте покупок», — отмечается в отчете «Ленты».

Сопоставимая выручка (lfl) у гипермаркетов «О’Кей» за этот же период показала нулевой рост, трафик сократился на 2,5%, а средний чек вырос на 2,6%. При этом компания со II квартала 2018 года постепенно восстанавливает свои финансовые показатели. Так, если в III квартале прошлого года чистая розничная выручка гипермаркетов показала падение на 4,8%, то за 9 месяцев этого года — рост на 0,8%.

При этом у группы компаний «О’Кей» куда лучше динамика по формату дискаунтеров «Да!». Выручка lfl сети «Да!» за 9 месяцев выросла на 16,4%, трафик — на 9%, средний чек — на 6,8%.  

Кто сколько открыл магазинов
Х5 Retail Group за 9 месяцев открыла 1328 «Пятерочек», 51 «Перекресток» и закрыла три «Карусели». Но динамика прироста сильно сократилась: за 9 месяцев этого года Х5 открыла 544,8 тыс. м2 торговых площадей, а за 9 месяцев прошлого года — 675,3 тыс. м2. Компания сохраняет на этот год ранее озвученный план по открытиям — 2 тыс. магазинов (без учета закрытий).

«Магнит» за этот же период открыл 1080 магазинов у дома и 1069 дрогери, а закрыл шесть супермаркетов. Торговая площадь приросла на 1051 тыс. м2. Но компания пересмотрела свой прогноз открытий на этот год: вместо 1500 магазинов у дома она откроет 1200, вместо 2000 аптек откроет 1200. Планы по самому стабильному своему формату оставила неизменными — 2 тыс. точек.

У «Ленты» по состоянию на 30 сентября 2019 года - 375 магазинов, в том числе 246 гипермаркетов и 129 супермаркетов. В течение 9 месяцев 2019 года она открыла четыре новых гипермаркета и один супермаркет, но два гипермаркета и семь супермаркетов закрыла. Общая торговая площадь компании составила 1471 тыс. м2.

«О’Кей» открыл пять дискаунтеров «Да!», общая торговая площадь группы компаний составила на 30 сентября 589,3 тыс. м2

А что со стратегией
Над новой стратегией развития компании работают «Магнит» и «Лента».

Одни из ключевых моментов в стратегии «О’Кей» — расширение ассортимента, в том числе СТМ O’KEY Selection, ориентированных на средний класс, новое зонирование торгового пространства (пилотный проект реализован в Москве в ТРЦ Columbus»), повышение качества фруктов и овощей и наращивание собственного импорта.

Лидер рынка Х5 активно развивает онлайн-продажи, начал программу трансформации проседающего формата «Карусель»: это и коллаборации с ретейлерами из других сегментов, и превращение гипермаркетов в супермаркеты, а часть «Каруселей» превратит в модные нынче гастромаркеты.  

«Магнит» тоже уже не первый год думает, что делать с большим форматом и вчера заявил, что переделает гипермаркеты в «суперсторы». Первый такой объект откроется в конце ноября в Краснодаре. В нем будет по-новому организовано пространство, акцент в ассортименте будет сделан на свежих и скоропортящихся продуктах, СТМ и собственном импорте.

Мы видим четкие признаки улучшений в бизнесе. Форматы магазинов у дома и дрогери продолжают показывать позитивную динамику lfl продаж. Трафик покупателей пока остается в отрицательной зоне, но показывает повышательный тренд, а средний чек продолжает улучшаться. В III квартале мы приняли стратегически важное решение распродать более половины запасов пассивной матрицы, что разово негативно отразилось на рентабельности по EBITDA и lfl продажах, но открыло путь на полки новому ассортименту. В отчетном периоде мы проделали огромную работу по улучшению ассортимента, развитию функции категорийного менеджмента и улучшению доступности товаров на полках. Все это еще не нашло отражения в динамике lfl продаж, но сейчас я чувствую больше уверенности в хороших результатах будущих периодов.

Третий квартал 2019 года стал очередным сложным периодом для продовольственного ретейла. На рынке сохраняется высокая ценовая конкуренция на фоне слабых макроэкономических показателей и стремительной экспансии торговых сетей. Покупатели остаются чувствительными к ценам, в то время как количество магазинов для ежедневных покупок растет, и ретейлеры усиливают промоактивность для привлечения трафика. Мы наблюдаем эти тренды в «Ленте»: частота визитов и количество товаров в чеке снизились. Это значительно повлияло на наши результаты в III квартале — «Лента» продемонстрировала рост выручки от розничных продаж на 2,9%, в то время как сопоставимые (lfl) розничные продажи сократились на 0,5%.