В России приняты Правила государственной регистрации аттракционов. Компании, которые оказывают посетителям такие развлекательные услуги, будут обязаны регистрировать свои аттракционы по месту установки. При перемещении нестационарных аттракционов их также нужно ставить на временный учет. На каждый аттракцион нужно получать государственный регистрационный знак, который следует размещать «в зоне видимости посетителей при входе». Правила заработают с апреля этого года.
От ушибов до переломов
Заявленная цель реформы — сократить количество аварий и несчастных случаев на аттракционах. Только в прошлом году таких было несколько. Так, в мае 2019 года в Улан-Удэ сильным ветром перевернуло надувной батут, в котором находились дети, их госпитализировали с тяжелыми травмами: ушибами головного мозга и переломами костей черепа. В реанимацию попали пятеро детей от 3 до 7 лет. В июне в московском парке «Сокольники» произошла механическая поломка аттракциона «Колобок», конструкции резко затормозили, трое детей в возрасте 9, 11 и 12 лет повисли вниз головой и рухнули на землю, они получили сотрясение мозга и ушибы мягких тканей. В июне в Нижегородской области девочка 6 лет сломала руку во время игры на горке-батуте. В июле в Твери мальчик 4 лет получил травмы головы в парке аттракционов торгово-развлекательного центра «Рубин-2». При съезде с аттракциона по матам он ударился головой о металлическую конструкцию, которая открылась в результате открепления «липучек», и получил закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. В августе в Республике Алтай 11-летняя девочка выпала из аттракциона и получила травмы средней тяжести — переломы обеих костей правого предплечья. В Воронежской области, в городе Поворино, в августе перевернулась детская цепочная карусель. Двое детей, 9-летний мальчик и 6-летняя девочка, получили телесные повреждения. В большинстве случаев по факту ЧП в отношении владельцев аттракционов было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей».
До появления Правил в российском законодательстве на федеральном уровне не было единых требований к регистрации аттракционов, около трети регионов самостоятельно установили правила по их регистрации или учету. Первыми это сделали Москва и Кострома, но в большинстве субъектов РФ соответствующих требований к аттракционам не было. Теперь надзор станет повсеместным. Госрегистрацией аттракционов будут заниматься региональные органы Гостехнадзора.
Очередь на регистрацию
Для каруселей, американских горок, колеса обозрения, качелей, батутов и пр., ранее введенных в эксплуатацию, установлен переходный период. Такие объекты разделили на три группы потенциального биомеханического риска. Аттракционы с высокой степенью риска (RB-1) смогут продолжать работу в течение 2 лет со дня вступления в силу правил, то есть до апреля 2022 года; со средней степенью (RB-2) — 27 месяцев или до июля 2022 года; с низкой степенью (RB-3) — 2,5 года или до сентября 2022 года. После дедлайна все они должны оформить регистрацию или закрыться.
Кто заменит контактные зоопарки в ТЦ, которые запретили в 2020 году читайте тут
Объем регистрации предстоит огромный. В России эксплуатируется более миллиона аттракционов, абсолютное большинство из них относятся к немеханизированным и водным аттракционам, установленным в школах, детских садах, во дворах жилых зон, в парках и торговых центрах, аквапарках и бассейнах. Механизированных аттракционов, которые считаются потенциально более опасными, около 50 тыс. по всей стране.
В России с учетом нашего климата пользоваться аттракционами на улице можно ограниченный период времени, от поздней весны до ранней осени. Поэтому крытые детские парки развлечений и аттракционы получили большое распространение в торговых центрах. Только в обеих столицах суммарная площадь детских развлекательных центров в составе качественных ТЦ приближается к 280 тыс. м2. Детские развлекательные центры различных форматов представлены в Москве в 53% торговых центров, в Петербурге — в 65%. После запуска весной 2020 года крупнейшего в Европе крытого парка развлечений «Остров Мечты» в Москве суммарная площадь развлечений и аттракционов под крышей вырастет в 1,6 раза.
Как идет строительство «Острова Мечты» можно посмотреть здесь
Десяток лабораторий на всю страну
Опрошенные MarketMedia эксперты считают, что с регистрацией аттракционов по новым правилам проблем возникнуть не должно. «Зарегистрировать аттракцион вполне реально. В Москве, например, процедура регистрации отработана, может занимать всего 7 дней, работает опция регистрации через портал госуслуг, — говорит вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Игорь Родионов. — Если аттракцион не собран «на коленках», а приобретен владельцем со всем необходимым комплектом документов, то проблем со сбором документов возникнуть не должно. Основная трудность для компаний, думаю, возникнет при регистрации аттракционов с истекшим сроком эксплуатации — вопрос, смогут ли эти аттракционы пройти техническую проверку и получить положительный акт освидетельствования». По его словам, также есть проблема в количестве аккредитованных лабораторий, которые могут проводить оценку технического состояния аттракционов, — на сегодня их около 10, и этого для всей страны очень мало.
«При проверке аттракционов отсутствует возможность для коррупционных действий, так как оценка технического состояния дается специализированными лабораториями, которые получили разрешение на свою деятельность от Росаккредитации, — уверен Тарас Буряк, руководитель отдела эксплуатации аттракционов тематического парка «Остров Мечты». — В случае эксцесса с аттракционом Росаккредитация приостанавливает разрешение на деятельность лаборатории, что чревато огромными убытками, поэтому время, когда можно было купить техническое освидетельствование через Интернет, прошло. С каждым годом требования к лабораториям ужесточаются, поэтому на рынке остались те, кто занимается проверками по-настоящему».
«Про коррупционную составляющую ничего не могу сказать. О каких-то открытых нарушениях я не слышал, но исключать такие случаи, наверное, не стоит. Достаточно вспомнить скандальный перевернутый батут с детьми в Республике Бурятия в прошлом году, на который было выдано разрешение инспекции», — отмечает Игорь Родионов. По его прогнозам, переходный период довольно лояльный и компании могут успеть подготовить свою технику для регистрации.
«Для эксплуатантов в регионах, где уже был установлен порядок регистрации и получения талонов допуска, новое постановление не представляет сложностей. Для тех же, кто не стоял на учете и не проводил оценку технического состояния аттракционов, оно станет проблемой. Тем, кто вел «беспорядочную» эксплуатацию без документов, перед регистрацией необходимо будет сделать оценку технического состояния аттракциона и затем поставить его на учет. Следовательно, технически неисправные и устаревшие аттракционы станут недоступными для эксплуатации людей, что в свою очередь снизит травматизм и количество несчастных случаев», — надеется Тарас Буряк.
Больше вопросов вызывает готовность чиновников на местах заниматься регистрацией. «Сложилась крайне парадоксальная ситуация. В 2018 году вступил в действие Технический регламент о безопасности аттракционов, который ввел обязательный надзор за аттракционами. К началу 2019 года были утверждены пошлины за регистрацию аттракционов, а субъекты определили органы надзора (как правило, инспекции Гостехнадзора), но правил регистрации (которые как раз вышли сейчас) не было, и их не могли принять в течение всего 2019 года. То есть надзор уже был, и регистрировать аттракционы должны были абсолютно везде, но инспекции, где ранее не было контроля за аттракционами, не знали, по каким правилам им работать. В итоге они весь год просто ждали документ, который вышел только сейчас, — говорит вице-президент РАППА. — В тех регионах, где уже ранее существовал надзор за аттракционами (Москва, Московская область, Костромская область, ХМАО, Марий Эл, Магаданская область и др.), инспекции будут готовы, так как у них есть опыт, а принятые Правила во многом похожи с теми, по которым они работали ранее. А вот инспекциям из тех регионов, где надзора не было, однозначно требуется подготовка, обучение инженеров-инспекторов, так как аттракционы для них совершенно новый тип оборудования и опыта проверок у них нет. Основная специализация инспекций Гостехнадзора — сельхозтехника, а аттракционы, согласитесь, от нее существенно отличаются. Успеют ли подготовиться инспекции — во многом зависит от администраций регионов, которые должны заниматься этим вопросом».
Рейтинг городов–миллионников по обеспеченности детскими развлечениями можно посмотреть здесь
Угроза для рентабельности малого бизнеса
В НП «Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений» (САПИР) от официальных комментариев на эту тему от отказались. Однако ранее, когда проект Правил проходил антикоррупционную экспертизу, САПИР отправил на него разгромный отзыв. В нем, в частности, говорились, что документ содержит избыточные требования и нормы, а процедура регистрации аттракционов, по сути, подменяет порядок допуска аттракционов к эксплуатации. «Принятие проекта в представленном виде, несомненно, приведет к возникновению бюрократических барьеров и коррупционных рисков. Кроме того, последствия принятия проекта ощутят потребители парковых услуг и пассажиры аттракционов — в результате доступ к услуге «катание на аттракционах» будет ограничен, стоимость услуг с применением аттракционов увеличена. Проект несет угрозу нерентабельности для предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в области эксплуатации аттракционов, луна-парков, а это, в свою очередь, закрытие малых предприятий или уход в тень, потеря рабочих мест, уменьшение налоговых поступлений, ограничение доступа населения к культурным и рекреационным услугам», — говорилось в отзыве на этот документ. Кроме того, регистрация создаст дополнительную финансовую нагрузку на малый бизнес — из-за необходимости дополнительно вызывать специализированные аккредитованные организации, количество которых в России ограничено.
Над текстом работали Мария Тирская и Анжелика Тихонова