В России приняты Правила государственной регистрации аттракционов. Компании, которые оказывают посетителям такие развлекательные услуги, будут обязаны регистрировать свои аттракционы по месту установки. При перемещении нестационарных аттракционов ‎их также нужно ставить на временный учет. На каждый аттракцион нужно получать государственный регистрационный знак, который следует размещать «в зоне видимости посетителей при входе». Правила заработают с апреля этого года.

От ушибов до переломов
Заявленная цель реформы — сократить количество аварий и несчастных случаев на аттракционах. Только в прошлом году таких было несколько. Так, в мае 2019 года в Улан-Удэ сильным ветром перевернуло надувной батут, в котором находились дети, их госпитализировали с тяжелыми травмами: ушибами головного мозга и переломами костей черепа. В реанимацию попали пятеро детей от 3 до 7 лет. В июне в московском парке «Сокольники» произошла механическая поломка аттракциона «Колобок», конструкции резко затормозили, трое детей в возрасте 9, 11 и 12 лет повисли вниз головой и рухнули на землю, они получили сотрясение мозга и ушибы мягких тканей. В июне в Нижегородской области девочка 6 лет сломала руку во время игры на горке-батуте. В июле в Твери мальчик 4 лет получил травмы головы в парке аттракционов торгово-развлекательного центра «Рубин-2». При съезде с аттракциона по матам он ударился головой о металлическую конструкцию, которая открылась в результате открепления «липучек», и получил закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. В августе в Республике Алтай 11-летняя девочка выпала из аттракциона и получила травмы средней тяжести — переломы обеих костей правого предплечья. В Воронежской области, в городе Поворино, в августе перевернулась детская цепочная карусель. Двое детей, 9-летний мальчик и 6-летняя девочка, получили телесные повреждения. В большинстве случаев по факту ЧП в отношении владельцев аттракционов было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей».

До появления Правил в российском законодательстве на федеральном уровне не было единых требований к регистрации аттракционов, около трети регионов самостоятельно установили правила по их регистрации или учету. Первыми это сделали Москва и Кострома, но в большинстве субъектов РФ соответствующих требований к аттракционам не было. Теперь надзор станет повсеместным. Госрегистрацией аттракционов будут заниматься региональные органы Гостехнадзора.

Очередь на регистрацию
Для каруселей, американских горок, колеса обозрения, качелей, батутов и пр., ранее введенных в эксплуатацию, установлен переходный период. Такие объекты разделили на три группы потенциального биомеханического риска. Аттракционы с высокой степенью риска (RB-1) смогут продолжать работу в течение 2 лет со дня вступления в силу правил, то есть до апреля 2022 года; со средней степенью (RB-2) — 27 месяцев или до июля 2022 года; с низкой степенью (RB-3) — 2,5 года или до сентября 2022 года. После дедлайна все они должны оформить регистрацию или закрыться.

Кто заменит контактные зоопарки в ТЦ, которые запретили в 2020 году читайте тут



Объем регистрации предстоит огромный. В России эксплуатируется более миллиона аттракционов, абсолютное большинство из них относятся к немеханизированным и водным аттракционам, установленным в школах, детских садах, во дворах жилых зон, в парках и торговых центрах, аквапарках и бассейнах. Механизированных аттракционов, которые считаются потенциально более опасными, около 50 тыс. по всей стране.

В России с учетом нашего климата пользоваться аттракционами на улице можно ограниченный период времени, от поздней весны до ранней осени. Поэтому крытые детские парки развлечений и аттракционы получили большое распространение в торговых центрах. Только в обеих столицах суммарная площадь детских развлекательных центров в составе качественных ТЦ приближается к 280 тыс. м2. Детские развлекательные центры различных форматов представлены в Москве в 53% торговых центров, в Петербурге — в 65%. После запуска весной 2020 года крупнейшего в Европе крытого парка развлечений «Остров Мечты» в Москве суммарная площадь развлечений и аттракционов под крышей вырастет в 1,6 раза.

Как идет строительство «Острова Мечты» можно посмотреть здесь



Десяток лабораторий на всю страну
Опрошенные MarketMedia эксперты считают, что с регистрацией аттракционов по новым правилам проблем возникнуть не должно. «Зарегистрировать аттракцион вполне реально. В Москве, например, процедура регистрации отработана, может занимать всего 7 дней, работает опция регистрации через портал госуслуг, — говорит вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов (РАППА) Игорь Родионов. — Если аттракцион не собран «на коленках», а приобретен владельцем со всем необходимым комплектом документов, то проблем со сбором документов возникнуть не должно. Основная трудность для компаний, думаю, возникнет при регистрации аттракционов с истекшим сроком эксплуатации — вопрос, смогут ли эти аттракционы пройти техническую проверку и получить положительный акт освидетельствования». По его словам, также есть проблема в количестве аккредитованных лабораторий, которые могут проводить оценку технического состояния аттракционов, — на сегодня их около 10, и этого для всей страны очень мало.

«При проверке аттракционов отсутствует возможность для коррупционных действий, так как оценка технического состояния дается специализированными лабораториями, которые получили разрешение на свою деятельность от Росаккредитации, — уверен Тарас Буряк, руководитель отдела эксплуатации аттракционов тематического парка «Остров Мечты». — В случае эксцесса с аттракционом Росаккредитация приостанавливает разрешение на деятельность лаборатории, что чревато огромными убытками, поэтому время, когда можно было купить техническое освидетельствование через Интернет, прошло. С каждым годом требования к лабораториям ужесточаются, поэтому на рынке остались те, кто занимается проверками по-настоящему».

«Про коррупционную составляющую ничего не могу сказать. О каких-то открытых нарушениях я не слышал, но исключать такие случаи, наверное, не стоит. Достаточно вспомнить скандальный перевернутый батут с детьми в Республике Бурятия в прошлом году, на который было выдано разрешение инспекции», — отмечает Игорь Родионов. По его прогнозам, переходный период довольно лояльный и компании могут успеть подготовить свою технику для регистрации.

«Для эксплуатантов в регионах, где уже был установлен порядок регистрации и получения талонов допуска, новое постановление не представляет сложностей. Для тех же, кто не стоял на учете и не проводил оценку технического состояния аттракционов, оно станет проблемой. Тем, кто вел «беспорядочную» эксплуатацию без документов, перед регистрацией необходимо будет сделать оценку технического состояния аттракциона и затем поставить его на учет. Следовательно, технически неисправные и устаревшие аттракционы станут недоступными для эксплуатации людей, что в свою очередь снизит травматизм и количество несчастных случаев», — надеется Тарас Буряк.

Больше вопросов вызывает готовность чиновников на местах заниматься регистрацией. «Сложилась крайне парадоксальная ситуация. В 2018 году вступил в действие Технический регламент о безопасности аттракционов, который ввел обязательный надзор за аттракционами. К началу 2019 года были утверждены пошлины за регистрацию аттракционов, а субъекты определили органы надзора (как правило, инспекции Гостехнадзора), но правил регистрации (которые как раз вышли сейчас) не было, и их не могли принять в течение всего 2019 года. То есть надзор уже был, и регистрировать аттракционы должны были абсолютно везде, но инспекции, где ранее не было контроля за аттракционами, не знали, по каким правилам им работать. В итоге они весь год просто ждали документ, который вышел только сейчас, — говорит вице-президент РАППА. — В тех регионах, где уже ранее существовал надзор за аттракционами (Москва, Московская область, Костромская область, ХМАО, Марий Эл, Магаданская область и др.), инспекции будут готовы, так как у них есть опыт, а принятые Правила во многом похожи с теми, по которым они работали ранее. А вот инспекциям из тех регионов, где надзора не было, однозначно требуется подготовка, обучение инженеров-инспекторов, так как аттракционы для них совершенно новый тип оборудования и опыта проверок у них нет. Основная специализация инспекций Гостехнадзора — сельхозтехника, а аттракционы, согласитесь, от нее существенно отличаются. Успеют ли подготовиться инспекции — во многом зависит от администраций регионов, которые должны заниматься этим вопросом».      

Рейтинг городов–миллионников по обеспеченности детскими развлечениями можно посмотреть здесь



Угроза для рентабельности малого бизнеса
В НП «Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений» (САПИР) от официальных комментариев на эту тему от отказались. Однако ранее, когда проект Правил проходил антикоррупционную экспертизу, САПИР отправил на него разгромный отзыв. В нем, в частности, говорились, что документ содержит избыточные требования и нормы, а процедура регистрации аттракционов, по сути, подменяет порядок допуска аттракционов к эксплуатации. «Принятие проекта в представленном виде, несомненно, приведет к возникновению бюрократических барьеров и коррупционных рисков. Кроме того, последствия принятия проекта ощутят потребители парковых услуг и пассажиры аттракционов — в результате доступ к услуге «катание на аттракционах» будет ограничен, стоимость услуг с применением аттракционов увеличена. Проект несет угрозу нерентабельности для предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в области эксплуатации аттракционов, луна-парков, а это, в свою очередь, закрытие малых предприятий или уход в тень, потеря рабочих мест, уменьшение налоговых поступлений, ограничение доступа населения к культурным и рекреационным услугам», — говорилось в отзыве на этот документ. Кроме того, регистрация создаст дополнительную финансовую нагрузку на малый бизнес — из-за необходимости дополнительно вызывать специализированные аккредитованные организации, количество которых в России ограничено.

Над текстом работали Мария Тирская и Анжелика Тихонова