По числу организаций в отрасли «Детские развлечения» по состоянию на август 2018 года, согласно данным 2gis, ожидаемо лидируют Москва и Петербург. В топ-5 также вошли Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск. Замыкает рейтинг городов-миллионников Воронеж.



Вычислить показатель обеспеченности детскими развлечениями по всем городам-миллионникам оказалось затруднительно. С одной стороны, есть точные данные об обеспеченности 1 тыс. жителей квадратными метрами торговой недвижимости (см. «Обеспеченность...»), с другой — доля детских развлечений оценивается лишь экспертно. По словам Елены Шевчук, вице-президента по коммерческой недвижимости компании GVA Sawyer, речь может идти о 4-10%. «Обычно структура универсального торгового центра следующая: доля детской развлекательной недвижимости — 4-10%, доля взрослой развлекательной недвижимости — 4-15%, доля торговых площадей — 75-85%, доля продуктового супермаркета — 2-5%, доля фуд-корта — 7-9%», — поясняет Елена Шевчук. Соответственно, и обеспеченность детскими развлечениями в моллах будет прямо пропорциональна обеспеченности квадратными метрами торговой недвижимости. При этом, однако, по словам Елены Шевчук, структура универсального молла может меняться в зависимости от привлекательности объекта, его местоположения, целевой аудитории и концепции. 



Расчет числа организаций отрасли «Детские развлечения» на 1 тыс. жителей, исходя из данных Росстата о населении, по всей видимости, некорректен: несмотря на то что в регионах на 1 тыс. жителей приходится больше детских развлечений, чем в Москве и Петербурге, площади, которые занимают детские развлечения, в регионах меньше, чем в двух столицах. «Игровые пространства (игровые комнаты, центры развлечений) в среднем в каждом ТЦ занимают 3 тыс. м2 (то есть до 10% всей площади)», — уточняет Алексей Загумённов, управляющий группой компаний «Авира», производящей аттракционы.

Среди ТЦ в регионах, которые особенно выделяются в плане предоставления развлечений для детей, эксперты называют, например, ТЦ «ГЕОмаркет» в Барнауле. «Здесь расположился целый город для детей — «Игрополис», — рассказывает Алексей Загумённов. — В этом же городе есть ТРЦ Galaxy, а внутри — игровая деревня «Весёлкино», которая прославилась рекордом России на самую высокую каскадную горку (с четырехэтажный дом). В ТРК «Комсомолл» в Екатеринбурге 2 тыс. «квадратов» отведено под центр развлечений, где абсолютно все аттракционы (а их там 140) оплачиваются единым входным билетом. ТЦ «Алые паруса» в Ижевске разместил в своих стенах целый парк развлечений «Островок» с трехуровневым кораблем-лабиринтом. Чем дальше — тем больше оригинальных форматов появляется в регионах».

«В регионах новые форматы развиваются по-разному, в зависимости от уровня действующих ТРЦ, покупательной способности населения и т.п, — поясняет разницу предложений в сфере развлечений моллов в столице и регионах Елена Шевчук. — Такие относительно новые форматы, как детские города профессий («Мастерславль», «КидБург», Kidzania и др.), батут-центры, скалодромы, сегвейдромы и т.п., открываются по всей стране. В столице развитие форматов происходит более активно за счет высокого спроса». «Отличия в предложениях ТЦ в столице и в регионах существуют, и сложилось это исторически, — отмечает Алексей Загумённов, — сначала форматы появляются и обкатываются в Москве, а затем приходят в регионы. Но в последнее время разница стирается: темпы этой обкатки ускоряются. Например, успешно тиражируется формат рестопарка, объединяющего в себе и полноценные возможности общепита, и детские развлечения, и пространство отдыха для взрослых».

«В Москве мы точно можем говорить о ярко выраженном тренде роста доли развлечений в торговых центрах, — говорит Ольга Земцова, директор отдела стратегического консалтинга CBRE. — Жители Москвы готовы тратить на развлечения, в том числе в торговых центрах, где это можно совместить с шопингом и общепитом». Как замечает эксперт, развлечения — это то, чем можно отстроиться от конкурентов и чем можно привлечь потребителя в высококонкурентной среде. Несмотря на то что компании из сферы развлечений платят арендодателю меньше, чем торговая галерея, их значительный объем в ТЦ повышает его устойчивость и конкурентоспособность. «Благодаря большей доле F&B (Food and Beverage) и развлечений ТЦ может увеличить зону охвата, посещаемость, средний чек. Развлечения также могут привлечь посетителей в комплекс в спорных локациях, так как качественные развлечения — это зачастую destination point», — говорит Ольга Земцова. В качестве примера она приводит «Авиапарк» (более 30 компаний, специализирующихся на досуге для детей), «Ривьеру» (20 компаний).

«Нужно понимать: речь идет о семейных торговых центрах выходного дня, — добавляет Ольга Земцова. — Есть понятие fashion centre, суть концепции которого — дать большой разнообразный fashion-шопинг, и где доля развлечений может быть ниже, при этом доля F&B в таких центрах тоже растет в последние годы, так как культура еды активно развивается. В новых качественных торговых центрах обычно планируется развлечений не менее 10% от GLA. Центры «предыдущих эпох» ориентировались на 5%. В регионах этот тренд менее заметен из-за более низкой платежеспособности населения».

Елена Шевчук в свою очередь соглашается, что размещение большой развлекательной составляющей привлекает посетителей. «Но, с другой стороны, снижает доходность объекта, так как большинство развлекательных операторов заходит в объекты на достаточно льготных коммерческих условиях, — говорит она. — Но в последнее время в связи со снижением покупательской активности многие ТРЦ делают акцент именно на развлекательную составляющую, чтобы увеличить поток посетителей. Есть примеры, когда доля развлекательной составляющей доходит до 30%».