1 января 2020 года вступил в силу запрет контактных зоопарков. Он предусмотрен ст. 15 ФЗ «Об ответственном обращении с животными». До сих пор во многих российских торговых центрах были контактные зоопарки. Они привлекали посетителей, в первую очередь семьи с детьми, возможностью погладить, взять на руки и сфотографироваться с разнообразными животными: енотами, кроликами, сурикатами и пр.

Уйти или сменить формат
По данным исследования «2ГИС», сейчас в крупных российских городах работает 130 таких площадок. Больше всего — в Москве (55), Екатеринбурге (16), Санкт-Петербурге (13) и Челябинске (11). Причем Москва и Челябинск — единственные города, где в течение года открывались новые площадки. В столице их стало на 15% больше, в Челябинске — на 20%. В остальных городах в течение года зоопарки активно закрывались. Самара, например, лишилась половины таких организаций — из шести точек закрылось три. В Воронеже к декабрю 2019 года их осталось четыре из 15. В целом по стране за 2019 год количество таких заведений сократилось на 6%.

Единственная возможность для контактных зоопарков продолжить работу в новых условиях, с учетом изменения законодательства, — это отказ от прежней модели работы. Животных придется поместить в клетки или вольеры, чтобы создать «недоступные для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ», как того требует закон. К 2022 году все предприниматели, работающие с животными, должны будут пройти лицензирование.

Примеры такого переформатирования уже есть. Как сообщили в компании SRV, «Трогательный зоопарк» прекращает свою работу в ТРЦ «Охта Молл». С 16 января он откроется в формате «Познавательного зоопарка», в новом формате исключается любое контактное взаимодействие с животными.

Но будут ли пользоваться такие бесконтактные мини-форматы спросом у посетителей — большой вопрос. 

О тренде на торговые центры dog friendly читайте здесь



Дополненная реальность на смену животным
«Площадки с животными, конечно, привлекали детей, но вместе с тем создавали неудобства другим арендаторам и посетителям. Например, для животных специфические запахи — их естественная среда, комфортная и безопасная. Абсолютное отсутствие запахов вводит самих животных в сильный стресс, а наличие даже минимальных посторонних запахов неприятно для арендаторов, вынужденных работать поблизости от зоопарка. А зачастую дети учились не столько доброте, сколько вседозволенности и безнаказанному обращению с животными», — рассказали в одном крупном столичном ТЦ на условиях анонимности.

Владельцы торговых центров уже начали замещать этих арендаторов другими. Им на смену приходят новые форматы интерактивных развлечений для детей и взрослых.

«Отношение посетителей к контактным зоопаркам неоднозначное, с одной стороны — они пользуются популярностью у детей, с другой — часть людей считает, что такие форматы развлечений эксплуатируют животных и это не этично. Однако, на мой взгляд, в большинстве случаев функцию генерации трафика в ТРЦ такие форматы выполняли», — считает генеральный директор УК SVN Павел Люлин. Альтернатива, по его словам, — это всевозможные развлекательные концепции: от детских edutainment проектов до VR-аттракционов.

«Я лично считаю, что запрет контактных зоопарков — это прекрасно. Как и цирк, это издевательство над животными. Компенсировать отказ от таких арендаторов можно виртуальной реальностью. Мы в ТРЦ «Ривьера» поставили арендатора Virry — они делают виртуальные прогулки по Африке и дают возможность провести время с животными в их естественной среде», — рассказал Максим Лысенков, директор по маркетингу ТРЦ «Ривьера» в Москве. В ТРЦ «Мозаика» рассказали, что на месте закрывшегося проекта «Погладь енота» начал работать киберспортивный клуб Colizeum. А рядом с ним открылся Музей занимательного здоровья, где с помощью интерактивных экспонатов и опытов детям помогают сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни. Смена арендаторов позволила увеличить посещаемость данной зоны после изменения формата, уверяют в торговом центре.

Генеральный директор агентства Promotion Realty Виталия Львова считает, что среднем по рынку наличие в торговом центре контактного зоопарка незначительно влияет на его посещаемость. «Однако ситуация может меняться в зависимости от региона и количества таких операторов в городе. Например, в Ульяновске несколько лет назад мы работали с семейным торговым центром «Пушкаревское кольцо», где одним из первых арендаторов был именно контактный зоопарк. На тот момент в городе их было немного. Опрос посетителей с детьми показал, что этот оператор являлся одним из главных драйверов трафика семейной аудитории», — отмечает эксперт. По прогнозам Виталии Львовой, уход таких арендаторов не станет большой проблемой для ТЦ. Это не «якорь» и не арендатор, занимающий большую площадь. Найти нового оператора детского развлекательного формата на 200-400 м2 (а именно столько в среднем арендовали подобные проекты) — решаемая задача для службы брокериджа.

Справка 

Что еще изменилось в законодательстве с 1 января 2020 года

У автодилеров появилось право регистрировать машины от лица собственника в ГИБДД. Новая услуга позволит покупателям получить свидетельство о регистрации машины и номера прямо в автосалоне, без посещения ГИБДД. Новый ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в РФ» дает право заниматься регистрацией официальным дилерам. Для этого автодилер должен быть включен в реестр «специализированных организаций». Вести его уполномочен Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД.

Изменяется норма беспошлинного ввоза товаров, купленных в зарубежных интернет-магазинах. С 1 января 2020 года порог снижен с 500 до 200 евро. В прошлом году пошлину рассчитывали от всех товаров, заказанных в пределах календарного месяца. В 2020 году лимит будет действовать на каждую посылку в отдельности. Беспошлинный порог по весу не поменялся — 31 кг. При этом размер пошлины при превышении лимита снижен с 30 до 15%, но не менее 2 евро за 1 кг.

С 1 января 2020 года вводится запрет на применение единого налога на вмененный доход (ЕНВД) по рознице, если налогоплательщик продает товары, не относящиеся к розничной торговле на основании ст. 346.27 НК РФ. К ним относятся товары собственного производства, некоторые подакцизные товары, продукты питания и напитки, реализуемые в объектах общепита, невостребованные вещи в ломбарде, товары, продаваемые по образцам и каталогам, лекарства по бесплатным рецептам и ряд транспортных средств. С 1 января 2020 года перечень «нерозничных» дополнили товары, подлежащие обязательной маркировке. Продажа товаров из этого списка означает, что плательщик ЕНВД утратил право на данный спецрежим и перешел на общую систему налогообложения (ОСНО) с начала квартала, в котором прошла первая «внерозничная» операция.



Текст подготовили Мария Тирская и Наталья Ковтун