В ходе всероссийского опроса работодателей, проведенного по заказу Национального агентства по развитию квалификаций (НАРК), выяснилось, что только 3% респондентов направляют своих работников на независимую оценку квалификации, 18% планируют сделать это в течение ближайшего года, 42% — в перспективе 1-3 лет, 37% — в перспективе свыше 3 лет.

В России аттестация сотрудников путем независимой оценки квалификации стала обязательной с 1 июля этого года. Это означает, как рассказал в интервью MarketMedia руководитель АНО НАРК Александр Лейбович, что, если в Трудовом кодексе не прописан какой-то особый порядок оценки, то оценивать квалификацию можно только так, как предписывает 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», то есть через специально созданные центры оценки квалификации (ЦОК). «Мы идем к тому, что в сферах профессиональной деятельности, где есть виды работ, связанные с безопасностью третьих лиц или промышленных объектов, будет внедряться независимая оценка квалификации для того, чтобы защитить и работодателей, и потребителей, и самих работников. К примеру, в лифтовой отрасли предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации», — говорит Александр Лейбович.


Интервью с Александром Лейбовичем читайте здесь.



На сегодня, по данным НАРК, уже работает 455 ЦОКов в 73 субъектах РФ, где подтверждают свою квалификацию работники 38 отраслей, в том числе строительства, гостеприимства (общепит), сферы безопасности труда, офисной и вспомогательной административной работы. У ЦОКа может быть несколько экзаменационных площадок, таким образом, насчитывается 1180 экзаменационных площадок в 82 субъектах РФ и в семи других странах: Индии, Турции, Узбекистане, Китае, Армении, Киргизии, Казахстане. 

Справка

Независимая оценка — это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация действующего или потенциального работника профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.



История создания национальной системы квалификаций началась в конце 1990-х годов. Долгое время до этого основными документами, на которые ориентировались работодатели по характеристике и требованиям к должностям рабочих, специалистов, служащих и руководителей, были Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. То, что они морально устарели, понимали все (хотя и сегодня многие работодатели все еще пользуются ими). Собственно, разрыв между образованием, которое дается в вузах, колледжах и техникумах, и требованиями бизнеса к работникам тоже отчасти произошел потому, что система образования ориентируется на старые требования.

Почти 10 лет шли разговоры о том, что нужны новые профессиональные стандарты. Власти надеялись, что бизнес, испытывающий дефицит кадров нужной квалификации, возьмется за дело. Но шли годы, а диалог между бизнесом и вузами проходил на уровне «конкретный вуз — конкретная компания». Призывы властей к бизнесу сформулировать свои требования к кадрам услышали не все. В итоге государство взяло процесс под свой контроль. В мае 2012 года в указе президента, а затем в ст. 195.1 Трудового кодекса появились понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», и Минтруд приступил к работе. На сегодня ведомством совместно с бизнесом разработано свыше 1280 профстандартов. С 1 января 2017 года в силу вступил ФЗ-238, согласно которому оценивать соответствие квалификации работника профстандартам доверено независимым центрам оценки квалификации. Первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными в первую очередь для государственных и муниципальных организаций. Но в июне 2016 года появилось постановление №584, давшее госкомпаниям (или с участием государства) рассрочку внедрения профстандартов до 31 декабря 2019 года. Для остальных работодателей ПС стали обязательны с 1 июля 2016 года.

Как уже писал MarketMedia, оценка квалификации может быть проведена по инициативе либо работника (за счет его собственных средств или средств иных физических (юридических) лиц), либо работодателя (за счет средств компании). При этом порядок направления сотрудников на прохождение независимой оценки квалификации должен быть закреплен в коллективном договоре или трудовом договоре с работником.

Кстати, нельзя уволить работника, если он не соответствует профессиональному стандарту. Наоборот, как считают эксперты НАРК, ему нужно дать возможность обучиться. И помочь ему в этом может работодатель. Как отмечал ранее Александр Лейбович, для этого предусмотрены некоторые налоговые льготы для компаний, отправляющих работников на обучение. Так, например, в состав прочих расходов, в отношении которых применяется льготная ставка налогообложения, могут быть включены расходы работодателя на обучение по основным профессиональным образовательным программам, дополнительным профессиональным программам и прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников. Действует льгота до 31 декабря 2022 года

Инструкция

Как подтвердить квалификацию

  • Определить подтверждаемую квалификацию. Сведения о квалификациях есть здесь
  • Выяснить, утвержден ли соответствующий профессиональный стандарт. Реестр профессиональных стандартов размещен на сайте Минтруда России здесь.
  • Выбрать центр оценки квалификации. Информация здесь.
  • Подать заявление в центр оценки квалификации с приложением необходимых документов и оплатить прохождение профессионального экзамена.
  • Сдать экзамен и получить свидетельство о квалификации либо заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.


На самом деле данные о 3% респондентов-работодателей, которые пользуются центрами оценки квалификации, неплохие, если учитывать, что в опросе приняли участие 30 тыс. компаний. Система независимой оценки, по сути, пребывает еще в младенчестве, если брать возрастную периодизацию. Закон о независимой оценке вступил в силу только в январе 2017 года, а это значит, что пока еще идет период подготовки нужной инфраструктуры, когда создаются оценочные средства, сами центры оценки квалификации, идет поиск экспертов, которые должны проводить оценку. На все это нужно время. То есть фактически независимая оценка проводится реально год-полтора. И за это время оценку уже прошло около 53 тыс. человек, это при учете того, что государство не вкладывает деньги в ЦОК, а все держится на энтузиазме работодателей, их понимании важности независимой оценки. Сегодня наша задача сделать инфраструктуру независимой оценки максимально доступной для работодателей.