Компания Knight Frank проанализировала показатели замедления экономической активности и скорость возвращения городов к привычной жизни на основе данных отчета Google Mobility Community COVID-19 . По состоянию на 16 апреля за 3 недели наибольшее снижение посещаемости объектов торговли и развлечений произошло в самых пострадавших от пандемии городах, в частности, в Мадриде, Милане и Париже показатель упал на 87-94%. В России с 20 по 26 апреля расходы населения на кафе/бары/рестораны, развлечения и спорт сократились на 64,6%, 68,8% и 75% соответственно.

Умеренным стало снижение посещаемости торговых и рекреационных объектов в Вене (с -85 до -80%) и Праге (с -77 до -73%). За 3 недели по 16 апреля самый существенный скачок мобильности произошел в Сингапуре, который недавно ввел более жесткие условия карантина, поэтому посещаемость в розничной и рекреационной сфере изменилась с -28 до -61%. В ОАЭ, где недавно установили 24-часовой режим самоизоляции в Дубае и ночной комендантский час в Абу-Даби, показатели изменились с -55 до -64%.

Отследить аналогичную статистику по Москве можно по индексу самоизоляции «Яндекса», который в столице колеблется от 2,6 до 3,2. Это говорит о действительно низком уровне мобильности населения, скорее всего, большую часть формируют те, кто может посещать работу, и курьеры.

Что касается потребительской активности россиян, то она заметно снизилась в сравнении с аналогичными показателями прошлого года. Ожидаемо, что менее всего население сейчас заинтересовано в услугах, связанных с перемещением. Так, за период с 20 по 26 апреля на 93,5% упали продажи авиабилетов, на 89% — услуги туроператоров и на 87,2% — отелей. Относительно активного досуга также наблюдается снижение интереса, в большей степени на спорт (-75%), развлечения (68,8%), кафе и рестораны (-64,6%).

 

Изменение расходов по ключевым направлениям трат в реальном выражении, % относительно сопоставимой недели 2019 года

06.04-12.04 13.04-19.04 20.04-26.04
Авиабилеты -91,60% -89,20% -93,50%
Турагентства -97,20% -95,60% -89,00%
Отели -87,10% -87,70% -87,20%
Ювелирные изделия -94,30% -88,40% -86,90%
Салоны красоты -92,60% -83,00% -79,60%
Одежда, обувь и аксессуары -92,20% -89,50% -76,60%
Спорт -91,10% -88,20% -75,00%
Развлечения -74,10% -73,50% -68,80%
Кафе/Бары/Рестораны -70,70% -71,00% -64,60%
Товары для красоты и здоровья -74,80% -70,70% -49,30%
Телекоммуникационные услуги -11,40% -22,70% -46,70%
Цветы и подарки -62,00% -50,30% -46,50%
Хобби и увлечения -45,50% -36,50% -23,50%
Книги/Музыка/Фото/Видео -55,90% -40,40% -18,80%
Мебель и предметы интерьера -67,80% -59,40% -15,90%
Товары для строительства и ремонта/DIY 0,00% -2,80% -15,30%
Лекарства и медицинские товары -3,80% -5,20% -3,40%
Продуктовые магазины 11,80% 14,80% -1,00%
Телекоммуникационное оборудование 38,50% 44,20% 15,40%
Винные магазины 31,10% 34,20% 15,70%
Цифровые товары 12,50% 5,50% 20,90%
Бытовая техника и электроника -41,80% -34,60% 21,90%

Источник: Сбербанк

 

Пандемия COVID-19 охватила большинство стран мира, и во многих из них для борьбы с вирусом были выбраны жесткие карантинные меры, как и в России. Именно поэтому те показатели, которые мы наблюдаем в Европе и Китае, очень сильно перекликаются с трендами в России сегодня. Для нас важно понимать положение в тех странах, где карантин начался раньше и уже закончился или в них происходит постепенное смягчение карантинных мер, поскольку это позволяет нам строить прогнозы по выходу из карантина, темпам восстановления спроса и экономики.