Компания Knight Frank проанализировала показатели замедления экономической активности и скорость возвращения городов к привычной жизни на основе данных отчета Google Mobility Community COVID-19 . По состоянию на 16 апреля за 3 недели наибольшее снижение посещаемости объектов торговли и развлечений произошло в самых пострадавших от пандемии городах, в частности, в Мадриде, Милане и Париже показатель упал на 87-94%. В России с 20 по 26 апреля расходы населения на кафе/бары/рестораны, развлечения и спорт сократились на 64,6%, 68,8% и 75% соответственно.
Умеренным стало снижение посещаемости торговых и рекреационных объектов в Вене (с -85 до -80%) и Праге (с -77 до -73%). За 3 недели по 16 апреля самый существенный скачок мобильности произошел в Сингапуре, который недавно ввел более жесткие условия карантина, поэтому посещаемость в розничной и рекреационной сфере изменилась с -28 до -61%. В ОАЭ, где недавно установили 24-часовой режим самоизоляции в Дубае и ночной комендантский час в Абу-Даби, показатели изменились с -55 до -64%.
Отследить аналогичную статистику по Москве можно по индексу самоизоляции «Яндекса», который в столице колеблется от 2,6 до 3,2. Это говорит о действительно низком уровне мобильности населения, скорее всего, большую часть формируют те, кто может посещать работу, и курьеры.
Что касается потребительской активности россиян, то она заметно снизилась в сравнении с аналогичными показателями прошлого года. Ожидаемо, что менее всего население сейчас заинтересовано в услугах, связанных с перемещением. Так, за период с 20 по 26 апреля на 93,5% упали продажи авиабилетов, на 89% — услуги туроператоров и на 87,2% — отелей. Относительно активного досуга также наблюдается снижение интереса, в большей степени на спорт (-75%), развлечения (68,8%), кафе и рестораны (-64,6%).
Изменение расходов по ключевым направлениям трат в реальном выражении, % относительно сопоставимой недели 2019 года
06.04-12.04 | 13.04-19.04 | 20.04-26.04 | |
Авиабилеты | -91,60% | -89,20% | -93,50% |
Турагентства | -97,20% | -95,60% | -89,00% |
Отели | -87,10% | -87,70% | -87,20% |
Ювелирные изделия | -94,30% | -88,40% | -86,90% |
Салоны красоты | -92,60% | -83,00% | -79,60% |
Одежда, обувь и аксессуары | -92,20% | -89,50% | -76,60% |
Спорт | -91,10% | -88,20% | -75,00% |
Развлечения | -74,10% | -73,50% | -68,80% |
Кафе/Бары/Рестораны | -70,70% | -71,00% | -64,60% |
Товары для красоты и здоровья | -74,80% | -70,70% | -49,30% |
Телекоммуникационные услуги | -11,40% | -22,70% | -46,70% |
Цветы и подарки | -62,00% | -50,30% | -46,50% |
Хобби и увлечения | -45,50% | -36,50% | -23,50% |
Книги/Музыка/Фото/Видео | -55,90% | -40,40% | -18,80% |
Мебель и предметы интерьера | -67,80% | -59,40% | -15,90% |
Товары для строительства и ремонта/DIY | 0,00% | -2,80% | -15,30% |
Лекарства и медицинские товары | -3,80% | -5,20% | -3,40% |
Продуктовые магазины | 11,80% | 14,80% | -1,00% |
Телекоммуникационное оборудование | 38,50% | 44,20% | 15,40% |
Винные магазины | 31,10% | 34,20% | 15,70% |
Цифровые товары | 12,50% | 5,50% | 20,90% |
Бытовая техника и электроника | -41,80% | -34,60% | 21,90% |
Источник: Сбербанк
Пандемия COVID-19 охватила большинство стран мира, и во многих из них для борьбы с вирусом были выбраны жесткие карантинные меры, как и в России. Именно поэтому те показатели, которые мы наблюдаем в Европе и Китае, очень сильно перекликаются с трендами в России сегодня. Для нас важно понимать положение в тех странах, где карантин начался раньше и уже закончился или в них происходит постепенное смягчение карантинных мер, поскольку это позволяет нам строить прогнозы по выходу из карантина, темпам восстановления спроса и экономики.