Зачем нужна автоматизация маркетинга. По нашим данным, автоматизация маркетинга может приносить бизнесу 13,9% дополнительной выручки. В зависимости от отрасли выгода от автоматизации маркетинга сильно отличается.
Больше всего дополнительной выручки автоматизация маркетинга приносит в косметике. Помимо денег, автоматизация маркетинга решает и другие проблемы бизнеса:
— Сервис YouDo.com смог исключить разработчиков и аналитиков из работы с массовыми и триггерными рассылками;— Сеть магазинов одежды Love Republic сократила количество ручного труда у маркетологов;
— Косметические магазины Shophair и Beauty Discount Center снизили количество рассылок на клиента без потери выручки с канала;
— Ювелирная компания «585*Золотой» начала тестировать гипотезы в email-канале и трансформировала весь маркетинг сети;
— DIY-ретейлер «Петрович» подключил каскадные рассылки и сэкономил половину бюджета на информировании клиентов о сгорании баллов.
Давайте разберем основные преимущества автоматизации маркетинга и возможности, которые она предоставляет для бизнеса.
Исключение разработчиков и аналитиков из работы с массовыми и триггерными рассылками. Автоматизация позволяет маркетологам самостоятельно справляться с задачами, для решения которых приходилось обращаться к разработчикам и аналитикам. Так, раньше маркетологи сервиса YouDo.com настраивали и запускали автоматические кампании через ИТ-отдел и ждали релиза две недели. Сегменты для массовых рассылок собирали через аналитиков, они же снимали результаты.
Автоматизация позволила полностью исключить разработчиков и аналитиков из работы с прямыми коммуникациями: персонализированные автоматические рассылки и сегменты для массовых рассылок теперь создаются за пять минут в платформе автоматизации маркетинга, там же можно посмотреть статистику на уровне отдельной рассылки, ее типа, канала или всего прямого маркетинга.
Сокращение ручного труда маркетологов. Типичная ситуация до автоматизации: информация о клиентах хранится в несвязанных между собой базах — чтобы отправить рассылки, приходится вручную выгружать данные в Excel. Так было и у Love Republic. Подключение платформы клиентских данных позволило объединить все данные в едином профиле. Информация теперь обновляется в режиме реального времени. Достаточно один раз построить фильтр — все подходящие под его условия клиенты автоматически попадают в рассылку.
Снижение количества рассылок на клиента без потери выручки с канала. С одной стороны, без автоматизации количество коммуникаций с клиентами меньше, чем с ней. С другой, коммуникационная нагрузка на каждого отдельного клиента падает. Этот парадокс объясняется тем, что автоматизация позволяет персонализировать общение с клиентами: сегментировать базу для массовых рассылок и настроить автоматические механики, учитывающие действия клиентов на сайте, реакцию на взаимодействие, историю покупок.
Например, раньше у косметических магазинов Shophair и Beauty Discount Center были запущены только массовые акционные рассылки, которые отправлялись по всей базе один-два раза в день. После автоматизации появились автоматические письма по всему жизненному циклу клиента, а массовые рассылки стали отправляться по узким сегментам, например клиентам с сухой и атопичной кожей или целлюлитом. Если open rate (процент открытых писем — Ред.) массовых рассылок начинает падать, из адресатов исключают тех, кто открывает триггерные рассылки, но игнорирует массовые. При этом общее количество коммуникаций увеличилось: только по одному из брендов за неделю отправляется больше 70 писем для разных сегментов. Они приносят до 1 млн рублей.
Тестирование гипотез. Как показывает опыт, без тестирования гипотез невозможно повышать эффективность маркетинга: непонятно, как клиенты воспримут то или иное нововведение. Автоматизация позволяет поставить тестирование гипотез на поток.
Так, «585*Золотой» начала тестировать гипотезы в email-канале — это трансформировало весь маркетинг сети. Тесты позволяют более точно планировать акции и скидки во всех каналах коммуникации: в соцсетях, на сайте, в печатной рекламе. Влияют тесты и на ассортимент: в зависимости от того, на какой дизайн изделий чаще кликают клиенты, составляется рейтинг — в продажу поступают самые популярные товары.
Экономия за счет каскадных рассылок. Каскадные рассылки — коммуникация по нескольким каналам, где:
— каждое последующее сообщение уходит, только если с клиентом не удалось связаться на предыдущих этапах;
— сначала отправляются бесплатные email, мобильный и/или вебпуш и лишь затем платные Viber и/или SMS;
— рассылка останавливается, когда хотя бы одно сообщение переходит в статус «Доставлено» или клиент выполняет целевое действие.
Каскадные рассылки снижают коммуникационную нагрузку на клиентов при сохранении охвата и позволяют экономить на платных каналах. Теоретически каскадные рассылки доступны и без автоматизации: можно выгрузить из email-рассыльщика всех получателей, не открывших письмо, и загрузить их в другой рассыльщик для отправки пушей, Viber или SMS. Другое дело, что маркетологи обычно слишком заняты рутинной работой, а идентификатор клиента в разных рассыльщиках может отличаться — на практике «каскады» обычно внедряются после автоматизации.
Так, «Петрович» подключил каскадные рассылки, чтобы доносить информацию о сгорании баллов в программе лояльности до максимального количества клиентов. Результат оказался неожиданным: с половиной удалось связаться с помощью бесплатных писем и мобильных пушей и таким образом сэкономить 50% бюджета на SMS.
Теперь поговорим о том, каких ошибок нужно избегать при автоматизации маркетинга.
Платформу автоматизации маркетинга выбирает не тот, кто будет ей пользоваться
В идеале инструмент должен выбирать e-commerce-директор или директор по маркетингу, а никак не ИТ-директор, финансовый директор, глава службы безопасности или собственник бизнеса. В противном случае приоритет будет отдан самому дешевому или, наоборот, навороченному варианту, а маркетологи не смогут реализовать нужные им механики.
Не рассчитана окупаемость
Довольно часто решение об автоматизации маркетинга принимается эмоционально, потому что «так делают все» или хочется повторить механики конкурентов. Такой подход может привести к тому, что в какой-то момент от инструмента придется отказаться, а потраченные деньги на интеграцию уже не вернуть.
Окупаемость рассчитывается не в моменте, а долгосрочно, например автоматизация рассылок начинает приносить доход примерно через полгода. Чаще всего для расчета окупаемости используют показатель ROI, возврат на инвестиции.
Нет ресурса на интеграцию
По нашему опыту, это очень распространенная проблема, причем и у небольших компаний, и у международных холдингов. У многих платформ автоматизации маркетинга есть стандартные интеграции с 1С, «Битриксом» и другими распространенными системами, но даже в этом случае без ИТ-специалистов не обойтись.
Поскольку автоматизация маркетинга — нетиповая задача, то при ее оценке ответственные сотрудники часто ориентируются на свой опыт по запуску других проектов. В большинстве случаев такой подход приводит к заниженной оценке без учета всех нюансов. Сколько именно ресурсов потребуется на интеграцию, зависит от сложности вашей ИТ-инфраструктуры и бизнес-требований.
В идеале перед подписанием договора стоит организовать встречу с участием вендора, бизнес-заказчика и ИТ-руководителя, отвечающего за интеграцию. На этой встрече можно будет детально обсудить техническое задание и задать уточняющие вопросы.
Если по каким-то причинам организовать такую встречу невозможно, имеет смысл хотя бы переслать ИТ-руководителю техническое задание, попросить его оценить необходимые ресурсы и загруженность команды. Возможно, придется пересмотреть приоритеты ИТ, чтобы раньше приступить к автоматизации маркетинга.
Нет выделенного специалиста
Как и без ИТ-ресурса, без специалиста автоматизация маркетинга «не взлетит». У некоторых платформ в стоимость входит не только инструмент, но и работы по настройке кампаний. Насколько мне известно, обычно все ограничивается заведением стандартных механик без погружения в бизнес и тестирования гипотез. В любом случае кто-то на стороне компании должен формулировать и проверять гипотезы, отслеживать результаты. Специалист не обязательно должен быть в штате — подойдет и агентство. Правда, кто-то все равно должен будет принимать его работу.
Обычно для работы с автоматизацией маркетинга нужны следующие роли:
CRM-маркетолог
|
Менеджер программы лояльности |
Дизайнер |
Верстальщик |
Генерирует и проверяет гипотезы
Сегментирует клиентскую базу
Настраивает сценарии коммуникаций
Анализирует эффективность и снимает результаты |
Генерирует и проверяет гипотезы
Сегментирует клиентскую базу
Запускает персональные предложения и скидки в онлайне и офлайне |
Отрисовывает креативы, в том числе для поп-апов, рассылок и баннеров с персональными предложениями |
Верстает письма |
Нет стратегии
Существуют разные классы инструментов для автоматизации маркетинга: в самом простом случае автоматизируется отдельный канал, например email, в наиболее сложном инструмент выступает мастер-базой маркетинга, то есть первоисточником всех данных о клиентах. Чтобы понять, какой именно вариант подойдет вам, имеет смысл составить план действий на ближайшие три-шесть месяцев. Он может выглядеть как файл с набором механик на этот период.
Неправильные метрики
Правильные KPI — основа работы. Например, если в качестве критерия успеха выбрать open rate, то вы получите кликбейтные темы писем. Ориентироваться лучше на метрики, максимально привязанные к деньгам. На моем опыте, чаще всего команда маркетинга определяет следующие метрики:
— средний чек,
— доля повторных покупок,
— доля выручки от прямых коммуникаций.
Важно, что для получения полной картины одного показателя недостаточно. Приведу пример: клиент выбрал в качестве KPI рост доли email-канала. На уровне маркетолога достижение цели выглядит так: отправлять как можно больше писем. Помимо роста отписок и выгорания базы, это приводит к каннибализации других каналов.
Чтобы получить объективную картинку, нужно смотреть не только на рост доли email-канал, но и на общую выручку всех каналов год к году, а также на инкрементальную выручку, то есть прирост выручки относительно контрольной группы (людей, исключенных из коммуникации сравнения ради) — самый честный показатель.
Неправильные ожидания от инструмента автоматизации
Чтобы понять, сколько именно может принести автоматизация маркетинга вашему бизнесу, удобно ориентироваться на график, который приведен в самом начале моей колонки.
Но тут есть подвох: сам по себе инструмент автоматизации маркетинга — не волшебная таблетка от всех болезней. Даже успешная интеграция не гарантирует роста выручки. Чтобы зарабатывать на автоматизации, необходима планомерная еженедельная работа с тестированием гипотез и анализом результатов.
У нас был клиент, который интегрировался — и начал терять, а не зарабатывать деньги. Это произошло потому, что маркетолог очень медленно запускал кампании, ежемесячная плата списывалась, а инструмент приносил в 10 раз меньше, чем мог бы. Чтобы исправить ситуацию, понадобилась встреча с руководителем, после которой наняли нового специалиста, получили ресурс для генерации гипотез, начали запускать кампании. В результате инструмент начал приносить деньги и вышел на окупаемость.
Таким образом, автоматизация маркетинга способна приносить бизнесу дополнительную выручку. Но чтобы это произошло, необходимо выбрать подходящий под бизнес-задачи инструмент, долгосрочно рассчитать окупаемость, оценить ресурс на интеграцию с привлечением ИТ-руководителя, нанять ответственного сотрудника, выбрать привязанные к деньгам метрики и не ожидать, что автоматизация начнет приносить деньги сама по себе, без планомерной работы.