По данным 15-го выпуска ежегодно проводимого KPMG обзора рынка слияний и поглощений в России, прошлый год стал самым успешным в плане инвестиционной активности за весь период после введения санкций. Это подтверждает увеличение количества сделок, рост средней суммы сделки, а также объемов иностранных инвестиций, причем не только из стран Востока, с которыми Россия в последние годы поддерживает самые тесные отношения в инвестиционной сфере, но и из западных стран, комментируют в KPMG. Так, сумма сделок выросла на 21,5%, достигнув почти $63 млрд, хотя их количество увеличилось всего на 3%. На долю 10 крупнейших сделок, оцененных в $25,6 млрд, пришлось 40,7% от общей суммы.

Вошли в десятку
Основные события происходили в нефтегазовом секторе: и по сумме ($21,7 млрд), и по количеству (59 сделок). Но также внесли свою лепту в общий рост сегмент розничной торговли и технологий для рынка продуктов питания. Речь идет о сделке по объединению розничных активов «Дикси», «Красное и Белое», «Бристоль», в результате которой появился новый розничный гигант — компания DKBR Mega Retail Group. Как писали СМИ, в рамках сделки в DKBR Mega Retail Group вошли ГК «Дикси» и «Альбион 2002» (управляет сетью алкомаркетов «Бристоль»), бенефициары которых — миллиардеры Игорь Кесаев и Сергей Кациев, а также группа «Красное & Белое», принадлежащая Сергею Студенникову. Сумма сделки, по данным KPMG, составила $2,656 млрд. Хотя ранее СМИ писали, что классического due diligence бизнесов не проводилось. По словам Сергея Студенникова, которого цитировал РБК, была проведена внутренняя оценка бизнесов и стоимость компаний оказалась равной. На момент объединения новой компании принадлежало более 13 тыс. магазинов, после этого сеть приросла еще 1315 торговыми точками, по данным INFOLine. 

Вторая сделка, вошедшая в топ-10 крупнейших, относится к сфере технологических решений для рынка доставки продуктов питания и готовой еды, такси и каршеринга. В декабре 2019 года Сбербанк и Mail.ru Group (MRG) создали совместное предприятие, которое объединило Delivery Club (основан в 2009 году, с 2016-го принадлежал MRG), YouDrive, DC Daily (занимается установкой торговых автоматов с готовой едой в офисах компаний и бизнес-центрах), Performance Group (специализируется на выпуске и доставке рационного питания — полного набора готовых блюд на каждый день), Foodplex (компания создана в октябре 2018 года и объединила систему цифрового маркетинга и платежей Plazius, медиасервис и сервис бронирования «Афиша-Рестораны», системы для резервирования столов и работы хостеса Smart Reserve, а также r-keeper). Сумму сделки аналитики KPMG оценили в $1,566 млрд. Как писали СМИ, Сбербанк и MRG инвестируют в СП около 47 млрд рублей, а при достижении целевых показателей — еще до 17,6 млрд рублей. «С формированием крупного гиганта — СП Сбербанка и Mail.ru Group — стоит ожидать усиления конкуренции в сфере фудтеха и транспорта, особенно с учетом сложившейся конкуренции с аналогичными сервисами «Яндекса», а также рост инвестиционной активности среди игроков этого сегмента и борьбу за усиление позиций на рынке. А слияние сетей «Дикси», «Красное и Белое» и «Бристоль» приведет к созданию третьего по размеру оборота ретейлера России», — поясняет последствия сделок для отраслей, в которых они произошли, Марина Манакова, директор отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в России и СНГ.

Российский рынок M&A по типам сделок по годам

 

Внутренние сделки

Покупка российскими компаниями иностранных активов

Покупка иностранными компаниями российских активов

 

Сумма, $ млрд

число сделок

Сумма, $ млрд

число сделок

Сумма, $ млрд

число сделок

2013

92,2

229

4,6

41

18,4

63

2014

57,3

476

13,8

74

7,9

71

2015

35,9

347

5,1

58

10,8

65

2016

39,3

379

15,3

48

21,5

55

2017

38,7

394

5,2

48

11,4

110

2018

33,7

493

4,1

72

14

87

2019

40,1

528

1,9

45

20,9

97

Источник: KPMG, 2020

Также в KPMG отмечают, что 2019 году наблюдалась умеренная инвестиционная активность практически во всех сегментах коммерческой недвижимости. Так, в сегменте торговой недвижимости отмечена сделка по покупке 49% акций ТРЦ «Галерея» в Петербурге арабской Mubadala Investment Company у фонда Morgan Stanley (сумма сделки оценивается около $600-650 млн), сделка по региональным торговым центрам «Аура» в Ярославле и Сургуте между компаниями MallTech и Renaissance Development (совокупная стоимость которых оценивается участниками рынка в сумму более $100 млн). В складской недвижимости — логистическая платформа Professional Logistics Technologies (PLT — консорциум РФПИ, арабской Mubadala и других фондов) пополнила свой портфель двумя объектами в Петербурге и Солнечногорске (объем инвестиций оценивается более чем в $100 млн), а ACCENT CAPITAL купил у PNK Group 84 200 м2 в «PNK Парке Валищево» (стоимость сделки оценивается примерно в $40 млн).

Прогнозы на 2020 год
По прогнозам аналитиков KPMG, в этом году ключевыми секторами, к которым инвесторы будут проявлять наибольший интерес, останется нефтегазовый (насколько это будет возможно в условиях санкций), а также сектор инноваций и технологий и потребительский сектор. «Развитие цифровой экономики в России можно с уверенностью назвать успешным, что подтверждается, в частности, развитием рынка электронной коммерции: за последние годы оно заметно ускорилось, темпы его роста в основном составляют от 20 до 30% в год, а некоторым лидерам рынка удалось выйти на рост более чем на 50% в год. Сегодня на электронную коммерцию приходится лишь около 5% от общего объема розничных продаж, но, по прогнозам, уже к 2022-2023 годам этот показатель достигнет 10%», — поясняют эксперты KPMG в опубликованном обзоре перспективы сегмента инноваций и технологий. По словам Марины Манаковой, в ближайшие несколько лет стоит ожидать роста конкуренции за технологические стартапы среди крупных игроков российского бизнеса и, как следствие, роста инвестиционной активности в секторе.

Что касается потребительского сектора, то здесь не все однозначно. «За последние годы ситуация в российском потребительском секторе изменилась, и сегодня, даже несмотря на то что товары известных брендов по-прежнему хорошо продаются, их производителям необходимо проводить более активную работу по позиционированию товаров и рассказывать о преимуществах именно их продукции. Российские ретейлеры совершенствуют методы работы и консолидируют усилия, но испытывают при этом сильнейшее давление со стороны потребителей (в том числе из-за падения доходов. — Ред.). Чтобы удержать своих клиентов и соответствовать их требованиям, ретейлеры организовывают рекламные кампании, активно используют цифровые технологии и платформы электронной коммерции. В кратко- и среднесрочной перспективе они смогут добиться определенных успехов, если возьмут на себя функции пунктов выдачи товаров, купленных онлайн, однако сейчас трудно с уверенностью сказать, поможет ли это в конечном итоге их бизнесу или же, наоборот, обрушит розничные продажи», — дают пояснения в обзоре аналитики KPMG.

«В секторе же коммерческой недвижимости формирующаяся рыночная конъюнктура, анонсированные и закрытые сделки могут отражать позитивные инвестиционные ожидания в отрасли и наличие капитала для инвестиций в качественную коммерческую недвижимость как у локальных, так и у зарубежных участников рынка. Повышение привлекательности рынка позволяет нам ожидать дальнейшего роста в секторе коммерческой недвижимости», — говорит Марина Манакова.