По данным 15-го выпуска ежегодно проводимого KPMG обзора рынка слияний и поглощений в России, прошлый год стал самым успешным в плане инвестиционной активности за весь период после введения санкций. Это подтверждает увеличение количества сделок, рост средней суммы сделки, а также объемов иностранных инвестиций, причем не только из стран Востока, с которыми Россия в последние годы поддерживает самые тесные отношения в инвестиционной сфере, но и из западных стран, комментируют в KPMG. Так, сумма сделок выросла на 21,5%, достигнув почти $63 млрд, хотя их количество увеличилось всего на 3%. На долю 10 крупнейших сделок, оцененных в $25,6 млрд, пришлось 40,7% от общей суммы.
Вошли в десятку
Основные события происходили в нефтегазовом секторе: и по сумме ($21,7 млрд), и по количеству (59 сделок). Но также внесли свою лепту в общий рост сегмент розничной торговли и технологий для рынка продуктов питания. Речь идет о сделке по объединению розничных активов «Дикси», «Красное и Белое», «Бристоль», в результате которой появился новый розничный гигант — компания DKBR Mega Retail Group. Как писали СМИ, в рамках сделки в DKBR Mega Retail Group вошли ГК «Дикси» и «Альбион 2002» (управляет сетью алкомаркетов «Бристоль»), бенефициары которых — миллиардеры Игорь Кесаев и Сергей Кациев, а также группа «Красное & Белое», принадлежащая Сергею Студенникову. Сумма сделки, по данным KPMG, составила $2,656 млрд. Хотя ранее СМИ писали, что классического due diligence бизнесов не проводилось. По словам Сергея Студенникова, которого цитировал РБК, была проведена внутренняя оценка бизнесов и стоимость компаний оказалась равной. На момент объединения новой компании принадлежало более 13 тыс. магазинов, после этого сеть приросла еще 1315 торговыми точками, по данным INFOLine.
Вторая сделка, вошедшая в топ-10 крупнейших, относится к сфере технологических решений для рынка доставки продуктов питания и готовой еды, такси и каршеринга. В декабре 2019 года Сбербанк и Mail.ru Group (MRG) создали совместное предприятие, которое объединило Delivery Club (основан в 2009 году, с 2016-го принадлежал MRG), YouDrive, DC Daily (занимается установкой торговых автоматов с готовой едой в офисах компаний и бизнес-центрах), Performance Group (специализируется на выпуске и доставке рационного питания — полного набора готовых блюд на каждый день), Foodplex (компания создана в октябре 2018 года и объединила систему цифрового маркетинга и платежей Plazius, медиасервис и сервис бронирования «Афиша-Рестораны», системы для резервирования столов и работы хостеса Smart Reserve, а также r-keeper). Сумму сделки аналитики KPMG оценили в $1,566 млрд. Как писали СМИ, Сбербанк и MRG инвестируют в СП около 47 млрд рублей, а при достижении целевых показателей — еще до 17,6 млрд рублей. «С формированием крупного гиганта — СП Сбербанка и Mail.ru Group — стоит ожидать усиления конкуренции в сфере фудтеха и транспорта, особенно с учетом сложившейся конкуренции с аналогичными сервисами «Яндекса», а также рост инвестиционной активности среди игроков этого сегмента и борьбу за усиление позиций на рынке. А слияние сетей «Дикси», «Красное и Белое» и «Бристоль» приведет к созданию третьего по размеру оборота ретейлера России», — поясняет последствия сделок для отраслей, в которых они произошли, Марина Манакова, директор отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в России и СНГ.
Российский рынок M&A по типам сделок по годам
|
Внутренние сделки |
Покупка российскими компаниями иностранных активов |
Покупка иностранными компаниями российских активов |
|||
|
Сумма, $ млрд |
число сделок |
Сумма, $ млрд |
число сделок |
Сумма, $ млрд |
число сделок |
2013 |
92,2 |
229 |
4,6 |
41 |
18,4 |
63 |
2014 |
57,3 |
476 |
13,8 |
74 |
7,9 |
71 |
2015 |
35,9 |
347 |
5,1 |
58 |
10,8 |
65 |
2016 |
39,3 |
379 |
15,3 |
48 |
21,5 |
55 |
2017 |
38,7 |
394 |
5,2 |
48 |
11,4 |
110 |
2018 |
33,7 |
493 |
4,1 |
72 |
14 |
87 |
2019 |
40,1 |
528 |
1,9 |
45 |
20,9 |
97 |
Источник: KPMG, 2020
Также в KPMG отмечают, что 2019 году наблюдалась умеренная инвестиционная активность практически во всех сегментах коммерческой недвижимости. Так, в сегменте торговой недвижимости отмечена сделка по покупке 49% акций ТРЦ «Галерея» в Петербурге арабской Mubadala Investment Company у фонда Morgan Stanley (сумма сделки оценивается около $600-650 млн), сделка по региональным торговым центрам «Аура» в Ярославле и Сургуте между компаниями MallTech и Renaissance Development (совокупная стоимость которых оценивается участниками рынка в сумму более $100 млн). В складской недвижимости — логистическая платформа Professional Logistics Technologies (PLT — консорциум РФПИ, арабской Mubadala и других фондов) пополнила свой портфель двумя объектами в Петербурге и Солнечногорске (объем инвестиций оценивается более чем в $100 млн), а ACCENT CAPITAL купил у PNK Group 84 200 м2 в «PNK Парке Валищево» (стоимость сделки оценивается примерно в $40 млн).
Прогнозы на 2020 год
По прогнозам аналитиков KPMG, в этом году ключевыми секторами, к которым инвесторы будут проявлять наибольший интерес, останется нефтегазовый (насколько это будет возможно в условиях санкций), а также сектор инноваций и технологий и потребительский сектор. «Развитие цифровой экономики в России можно с уверенностью назвать успешным, что подтверждается, в частности, развитием рынка электронной коммерции: за последние годы оно заметно ускорилось, темпы его роста в основном составляют от 20 до 30% в год, а некоторым лидерам рынка удалось выйти на рост более чем на 50% в год. Сегодня на электронную коммерцию приходится лишь около 5% от общего объема розничных продаж, но, по прогнозам, уже к 2022-2023 годам этот показатель достигнет 10%», — поясняют эксперты KPMG в опубликованном обзоре перспективы сегмента инноваций и технологий. По словам Марины Манаковой, в ближайшие несколько лет стоит ожидать роста конкуренции за технологические стартапы среди крупных игроков российского бизнеса и, как следствие, роста инвестиционной активности в секторе.
Что касается потребительского сектора, то здесь не все однозначно. «За последние годы ситуация в российском потребительском секторе изменилась, и сегодня, даже несмотря на то что товары известных брендов по-прежнему хорошо продаются, их производителям необходимо проводить более активную работу по позиционированию товаров и рассказывать о преимуществах именно их продукции. Российские ретейлеры совершенствуют методы работы и консолидируют усилия, но испытывают при этом сильнейшее давление со стороны потребителей (в том числе из-за падения доходов. — Ред.). Чтобы удержать своих клиентов и соответствовать их требованиям, ретейлеры организовывают рекламные кампании, активно используют цифровые технологии и платформы электронной коммерции. В кратко- и среднесрочной перспективе они смогут добиться определенных успехов, если возьмут на себя функции пунктов выдачи товаров, купленных онлайн, однако сейчас трудно с уверенностью сказать, поможет ли это в конечном итоге их бизнесу или же, наоборот, обрушит розничные продажи», — дают пояснения в обзоре аналитики KPMG.
«В секторе же коммерческой недвижимости формирующаяся рыночная конъюнктура, анонсированные и закрытые сделки могут отражать позитивные инвестиционные ожидания в отрасли и наличие капитала для инвестиций в качественную коммерческую недвижимость как у локальных, так и у зарубежных участников рынка. Повышение привлекательности рынка позволяет нам ожидать дальнейшего роста в секторе коммерческой недвижимости», — говорит Марина Манакова.