Сократились пустые площади на самых востребованных у ретейлеров и общепита улицах. В частности, на Большой Никитской вакансия за год сократилась на 4,1%, на Патриарших — на 3,9%, на Пятницкой улице — на 3,5%, на Кузнецком Мосту — на 3,4%. А в топ-3 самых заполненных торговлей и общепитом улиц Москвы вошли Покровка (на ней пустует 2,8% помещений), Пятницкая — 4,2% и Большая Дмитровка — 4,3%, констатируют в CBRE.



Между тем арендные ставки на основных торговых коридорах в течение года существенно не менялись — коррекция была в пределах 10%. Прайм-ставка аренды в IV квартале 2019 года выросла относительно начала года на 13% и составила 300 тыс. рублей за 1 м2 в год. А максимальные средние ставки аренды были зафиксированы в Столешниковом переулке — 195 тыс. рублей за 1 м2 в год, на улице Петровка — 160 тыс. рублей и улице Кузнецкий Мост — 155 тыс. рублей.

Львиная доля в спросе на помещения стрит-ретейла (48%) принадлежит заведениям общепита. А самыми востребованными оказались помещения площадью 100-300 м2 (46% запросов).



Что касается Петербурга, то, по данным Colliers International, здесь средний показатель вакантности на центральных торговых коридорах за год увеличился на 3,4%, до 8,2%. Больше всего площадей в стрит-ретейле освободилось на Старо-Невском проспекте — если на конец 2018 года здесь пустовало 3% помещений, то к концу 2019 года уровень вакантности вырос до 13,7%.

Доля свободных помещений за год увеличилась также на улице Рубинштейна — на 5,8% (до 8,4%) и Большом проспекте П.С. — на 4,5% (до 10%).

Двумя торговыми коридорами, где свободные площади, наоборот, сократились, в 2019 году стали Невский проспект и Большая Конюшенная улица. На Невском проспекте показатель вакантности снизился с 4,2 до 3,8%, более заметно на Большой Конюшенной — с 9,9 до 5,6%. Среди новых заведений, которые открылись здесь в 2019 году: бутик Giorgio Magnani, мебельный шоурум Dantone Home, бар «Пижоны», ресторан Art Caviar.

Всего за 2019 год на пяти ключевых торговых коридорах Петербурга арендаторы поменялись в 86 помещениях. Наиболее активно ротация проходила в сегменте общепита — 40 из 86 помещений заняли рестораны, кафе и бары. На улице Рубинштейна вывеску сменило каждое восьмое заведение.

Москва на протяжении 3 лет входит в топ-10 европейских городов — лидеров по уровню прайм-ставок аренды. Одна из причин — увеличение запросов со стороны ретейлеров на открытие флагманских магазинов в топовых локациях (в ближайшем окружении ЦУМа), а также запросов по возможному переезду в помещения с более выгодным расположением или лучшей конфигурацией. Интерес ретейлеров к определенному списку улиц объясняется их стремлением извлечь выгоду из близости к известным брендам, а открытие магазина в премиальной локации, особенно флагманского, гарантирует узнаваемость бренда среди жителей города и гостей столицы. Тренд на дефицит качественных помещений в центре Москвы в наступившем году сохранится.

Кафе и рестораны остаются самыми активными арендаторами на рынке центрального стрит-ретейла Москвы. По нашим данным, на них приходилось не менее 40% от общего количества открытий каждый квартал прошедшего года. Тем не менее с развитием фуд-холлов операторы общепита стали более осторожно выбирать локации для новых заведений, так как фуд-холлы забирают часть потребительского трафика с соседних улиц. Частично это также объясняет увеличившуюся долю свободных помещений на ресторанных улицах столицы — вакантность на них выросла на 1,7% по сравнению с IV кварталом 2018 года и достигла 8,5%. По сравнению с III кварталом 2019 года доля свободных помещений на ресторанных улицах Москвы выросла на 0,9%. Причина — окончание реконструкции дома №4 на Никольской, где пока нет арендаторов.

На фоне роста интернет-торговли и растущей конкуренции в ретейле рынок покидают в основном операторы с устаревшей концепцией и новички со слабой финансовой моделью, просчетами при выборе локации, в маркетинге. При этом сильные игроки с современными, регулярно обновляемыми концепциями, такие как «ВкусВилл», «Буше», продолжают наращивать свое присутствие, в том числе в регионах. Будущее за компаниями, которые быстрее реагируют — форматом, товарной матрицей, ценообразованием — на меняющиеся запросы современного покупателя, способные предложить клиенту релевантные продукт или услуги.