За пару недель до новогоднего праздника исследовательская компания MAR Consult опросила москвичей с целью выяснить, где они покупают подарки, кому, какие и сколько готовы потратить. Оказалось, что 86% респондентов в первую очередь думают о том, чтобы порадовать своих детей, 77% покупают подарки семье, 67% — супругам, 56% — друзьям, 41% — не забывают и о себе, любимых, 31% — думают о подарках коллегам, 29% — врачам, преподавателям и другим работникам сферы обслуживания, как назвали их исследователи. Никому не делают подарки 9% опрошенных москвичей. Разумеется, что именно купить под елку, зависит от адресата. Так, супругам приобретают косметику и парфюмерию, одежду или обувь, ювелирные украшения, детям выбирают игрушки, электронику, друзьям покупают книги, алкоголь, сувениры, коллегам — разнообразную канцелярию, сладости, сувениры и опять же алкоголь, а вот работникам сферы обслуживания достаются в основном сладости. От адресата зависит не только сам подарок, но и сумма, которую респонденты готовы потратить на его приобретение. Больше всего в этом году москвичи потратят на детей, в среднем, по данным опроса, речь идет более чем о 8 тыс. рублей. На себя любимого и на супруга не жалко и 7 тыс., на подарки друзьям планируют потратить чуть более 6 тыс., на коллег, врачей и учителей — примерно по 3 тыс. рублей.

Больше половины респондентов покупают новогодние подарки в ТРЦ, 42% — в интернет-магазинах, 7% — в магазинах вне моллов. При этом 53% респондентов думают о подарках заранее, ищут конкретный товар и специально едут за ним в конкретный магазин. Примерно 45% опрошенных москвичей просто идут в ТРЦ и покупают то, что там найдут, 27% заняты поиском чего-то оригинального в Интернете, и 18% особо не мучаются выбором, покупая готовые праздничные наборы.

Рейтинг подарков

Интересно, что 16% москвичей хотели бы встретить Новый год в торговом центре или на территории рядом с ним, если бы там устраивался новогодний концерт или праздничные мероприятия, при этом 11% сделали бы это, только предварительно узнав программу праздника.

Ранее результатами своих опросов делились и другие исследователи. Так, к примеру, сотрудники Nielsen узнали, что и где россияне купят на праздничный стол. Выяснилось, что самым популярным товаром в новогодней корзине покупок станут фрукты и овощи (их приобретают 93% опрошенных), сыр (89%), свежее мясо, птица и рыба (87%) и мясные продукты (81%). Что касается напитков, то лидерство многие годы удерживают шампанское и игристые вина — 84% россиян планируют приобрести их для праздничного стола. За ними по популярности следуют вино и водка, их для новогоднего стола купят 59% и 40% опрошенных соответственно. Среди безалкогольных — спросом в праздник пользуются фруктовые соки (77%), газированные напитки (50%) и минеральная вода (44%). Все эти вкусности 78% опрошенных россиян намерены купить в гипермаркетах. Как говорят эксперты Nielsen, при общем снижении объемов продаж в течение года в Новый год в гипермаркетах наблюдается их всплеск. «Низкие цены, доступность всех товаров в одном месте, а также промо и скидки — факторы, которые привлекают потребителей не только в гипермаркеты, но и во второй по популярности канал продаж — дискаунтеры, которые планируют посетить 64% опрошенных», — уточняют в компании.

В компании Deloitte в рамках ежегодного исследования потребительских расходов «Новый год и Рождество — 2020» выяснили размер новогоднего бюджета среднестатистического россиянина. Выяснилось, что на празднование россияне готовы потратить в среднем 19 300 рублей, что на 14% выше прошлогоднего показателя (16 900 рублей). При этом, если год назад на подарки россияне планировали потратить 42% всех денег, отложенных на праздник, то в этом — уже 46%. Как замечают в компании, по этому показателю россияне практически сравнялись с жителями Европы, где на подарки приходится около половины новогодних трат. К слову, в Deloitte считают, что роль рекламных акций в процессе принятия решений о новогодних затратах снижается, растет значение других факторов, например, нежелание думать об экономической ситуации, что заставляет каждого пятого россиянина тратить больше денег в новогодние праздники, чем обычно.  

Доля подарков, приобретаемых в интернет-магазинах, % от общего количества продаж

Естественно, интернет-магазины будут набирать популярность у потребителей, так как это удобно: ты выбрал, заказал — тебе все привезли. Все происходит в удобное для потребителя время и в любом месте. Поэтому торговые центры должны использовать этот инсайт и увеличивать активность в интернет-продвижении. Но поиск и выбор подарка в Интернете — это «индивидуальная» история, не всегда очень быстрая. Торговые центры здесь выигрывают за счет акционных предложений, ассортимента подарочных наборов во многих магазинах. Потребитель может прийти в один торговый центр и за определенное время купить подарки сразу для всех, а не ждать курьеров из разных интернет-магазинов. В этом преимущество торгового центра. К тому же в торговом центре можно потрогать, визуально оценить товар, повышается уровень спонтанных покупок, в интернет-магазине покупают что-то конкретное. Что же делать торговому центру в такой ситуации? Коммуницировать с потребителями: «У нас вы найдете подарки для всех», «Не ждите доставки из разных интернет-магазинов, у нас есть все, что вы ищете», «Не знаете, что подарить любимым? Приходите к нам, мы уже подготовили подарки на любой вкус», «Проведите увлекательно время, выбирая подарки для любимых в нашем ТРЦ. А после этого вы можете у нас вкусно покушать и посмотреть новый вышедший фильм в кино».