Практически каждая вторая бутылка алкоголя в российских магазинах продается по промоакциям со значительными скидками. Средний для алкогольного сегмента показатель промопродаж — 43%, но он постоянно растет. Средняя глубина скидки на алкоголь составляет 22%. Об этом на Алкогольном конгрессе, который в эти дни проходит в рамках Недели российского ретейла в Москве, сообщила директор по работе с клиентами компании Nielsen Россия Ольга Дашкевич.

«В топ-15 продовольственных категорий, которые активнее всего используют скидки, оказалось шесть видов алкоголя. Самая большая доля промо — у рома — 63% (больше только у кофе и шоколада — 71% и 64% соответственно), у виски — 55%, у текилы и коньяка — 53%, у шампанского — 50%», — сообщила Ольга Дашкевич.

По данным Nielsen Россия, ситуация в алкогольном сегменте России обусловлена общими трендами потребительского рынка. «Если в мире и в Европе индекс потребительского доверия последние 5 лет растет и прибавил 9 и 6 пунктов соответственно, то в России — эпоха потребительского пессимизма. За 5 лет уровень потребительского доверия в стране упал на 23 пункта. И сейчас по этому показателю Россия занимает третье место с конца в соответствующем глобальном рейтинге», — сообщила Ольга Дашкевич.

Динамика алкогольного рынка России в 2018: Темпы ростав объемном выражении + Изменение ценыза литр ( % )

На эту непростую ситуацию накладывается и отсутствие денег. С середины 2018 года реальные доходы населения страны сократились на 3,6%. Поэтому сократилось и потребление товаров повседневного спроса (FMCG). По данным Nielsen Россия, в I квартале 2019 года потребление упало на 0,3%. Но сам рынок FMCG в денежном выражении вырос на 4,4%. «Произошло это за счет роста цен на товары. Так что рост рынка FMCG идет в основном за счет роста инфляции», — пояснила Ольга Дашкевич.

По ее словам, алкоголь оказался в числе товаров, объем потребления которых растет наиболее активно. За последний год продажи пива выросли на 4%, вина — на 7%, рома и бренди — на 9%, коньяка — на 14%, шампанского — на 19%. Рекорд поставил джин, реализация которого увеличилась на 30%, а антирекорд — водка (это единственный вид алкоголя, продажи которого снизились за год на 2%).

«Одним из драйверов роста потребления стало снижение средней цены на алкоголь. И самые быстрорастущие категории алкогольной продукции показали максимальное снижение средней цены. Так, литр джина подешевел на 6,4%, шампанского — на 4,6%, коньяка — на 4,9%. Произошло это как из-за развития локальных игроков и появления брендов в более дешевых ценовых сегментах, так и из-за промоакций ключевых игроков», — добавила Ольга Дашкевич.

По данным Nielsen Россия, по данным на I квартал 2019 года, в России экономят 69% населения. Это на 7% больше, чем в конце прошлого года. «57% покупателей выбирают для покупки более дешевые бренды, 56% экономят на развлечениях за пределами дома. Покупатель стал рациональный. Он выбирает не только товар и канал покупки. Для него важно и удобство магазина, а не только цена. Причем 70% потребителей готовы платить больше за качество товара, а 45% — за возможность сэкономить время при покупке. Чтобы успешно продавать, надо знать, чего хочет покупатель, и давать ему именно это», — заключила Ольга Дашкевич.