Согласно данным Shopping Index, который отражает динамику посещаемости торговых центров и розничных сетей, в этом году темпы прироста активности посетителей ТЦ превышают темпы прироста арендуемых площадей в Москве и Петербурге на 3%, в Екатеринбурге — на 1%. Однако в Новосибирске и Ростове-на-Дону все еще наблюдается снижение, хотя и замедленное. Роман Скороходов, глава Watcom, поясняет происходящий рост и замедление падения тем, что за последние годы вводилось меньше торговых площадей, рубль стабилизировался, а кроме того, сказывается отложенный спрос, падение которого все наблюдали с 2014 года.

Как уже писал MarketMedia, негативный тренд покупательской активности возник в 2014 году. На его появление повлияли разные факторы: это и рекордный ввод коммерческих площадей, и неблагоприятный экономический фон, и политическая ситуация с Украиной. Так, на московском рынке торговой недвижимости тенденция к снижению Shopping Index начала проявляться в период проведения референдума в Крыму и первых заявлений о возможных санкциях, в среднем на 10%, рассказывали эксперты Watcom, подводя итоги 2018 года. В Петербурге тенденция к снижению Shopping Index начала проявляться немного позже, чем в столице, — во второй половине марта 2014 года. Общее снижение показателей в Петербурге носило менее выраженный и более плавный характер, чем на рынке Москвы, — не более чем на 3%. В целом за 4 года, начиная с 2014-го, снижение Shopping Index составило в Москве 14,5%, в Петербурге — 5,4%.



Эксперты Watcom полагают, что нынешний растущий тренд имеет устойчивый характер. Во всяком случае в масштабах всей страны Shopping Index по итогам первого полугодия тоже был положительным — 2,2%. Как говорит Роман Скороходов, несмотря на накопившуюся усталость, в первом полугодии отмечается стабилизация потребительских настроений. По его словам, люди стали больше ходить в торговые центры в поисках лучших предложений. «В России Shopping Index немного подрос за счет большого объема дисконтных предложений. Покупатели тратят больше времени на поиск выгодной сделки», — уточняет Роман Скороходов.

Эти настроения нашли отражение и в данных последнего исследования индекса потребительского доверия, проведенного компанией Nielsen. В III квартале 2019 года его значение составило 73 пункта (на 4 пункта выше, чем во II квартале). И это самое высокое значение индекса с 2015 года.



Этот индекс складывается из трех показателей: оценка потребителями перспектив на рынке труда, уровень финансового благополучия и готовность тратить деньги. В III квартале 2019 года все три показателя улучшились: первый и второй выросли на 4%, до 24%, а третий — на 1%, до 34%.

Тем не менее, несмотря на некоторый оптимизм, 79% россиян (на 2% больше, чем в предыдущем квартале) уверены, что страна находится в рецессии. Экономить стали 69% соотечественников (на 2% больше, чем в прошлом квартале). Больше всего люди экономят на покупке одежды (56%), развлечениях вне дома (52%), на отпуске (34%). И каждый второй (54%) переключился на более доступные продовольственные товары. Основная строка расходов, на которую россияне тратят почти четверть своего месячного бюджета (23%), — жилищные вопросы (оплата аренды, ипотеки, ЖКХ и иных расходов). Следом идет покупка одежды — 9%, транспортные расходы (оплата проезда, покупка топлива для автомобиля) — 9%, уход за детьми — 8%, а также связь (телефон, Интернет, кабельное ТВ и другое) — 7%. В среднем 5% бюджета россияне стараются переводить в накопления, говорится в исследовании Nielsen. Для сравнения: глобальный индекс потребительского доверия в III квартале 2019 года остался на прежнем уровне — 107 пунктов. А значение индекса в Европе выросло на 1 пункт — до 88.

Значения индекса потребительского доверия в России растут третий квартал подряд, что не может не вызывать оптимизма. Замедление инфляции и заявления о росте располагаемых доходов привели к тому, что потребительские настроения улучшились по всем показателям, из которых складывается индекс. Россияне привыкли к новой реальности, в которой не оправдались негативные ожидания от повышения НДС и пенсионной реформы, а сезон отпусков добавил дополнительного позитива. Оптимистичная оценка перспектив будущего в том числе отразилась на рынке FMCG, где произошло небольшое оживление спроса. В III квартале 2019 года 79% российских потребителей сказали, что у них есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды). Это на 3% больше, чем в предыдущем квартале. Россияне увеличили траты на покупку новой одежды (39% опрошенных тратят на нее свободные средства, что на 2% больше относительно предыдущего квартала), выплату долгов и кредитов (32%, что на 1% больше) и формирование сбережений (29% — на 1% больше). Но одновременно с этим не стоит забывать, что продолжает увеличиваться количество потребителей, считающих, что экономика страны находится в кризисе.