Менее половины пациентов, выйдя от врача, сразу купят в аптеке все назначенные им лекарства. Так поступают только 48% заболевших. Остальные предпочитают перепроверить докторов: 31% перед покупкой прочитают отзывы о назначенных препаратах в Интернете, 24% сначала сравнят цены на выписанные препараты и на препараты-аналоги, а 21% сверят в Интернете свои симптомы с поставленным врачом диагнозом, следует из данных исследования HealthIndex, проведенного компанией Ipsos Россия в 47 российских городах в III квартале 2019 года.



Год назад тех, кто предпочитал перепроверить диагноз в Интернете и читал отзывы на лекарства в Сети перед покупкой, было на 3% меньше. Такая перепроверка приводит к тому, что треть аудитории старше 16 лет хотя бы раз за 3 месяца искали в Интернете информацию о здоровье, медицине и лекарствах. По сравнению с прошлым годом в полтора раза выросло количество тех, кто ищет в Интернете информацию о болезнях и методах лечения, ценах и наличии препаратов в аптеках. По данным Ipsos Россия, 10% опрошенных заказывали лекарства через сайты и приложения в смартфонах за последние 3 месяца.



Безусловное лидерство сервиса по бронированию лекарств Apteka.ru (принадлежит крупному фармдистрибьютору «Катрен») подтверждают данные Data Insight. В 2018 году в России в интернет-магазинах по продаже лекарственных средств было оформлено 24,9 млн заказов на сумму 40,8 млрд рублей. Средний чек составил 1640 рублей. В 2018 году интернет-аптеки оформили на 78% больше заказов, чем за тот же период в 2017 году. Три четверти этого роста аккумулировала всего одна компания — apteka.ru. По прогнозам, в 2019 году общее количество заказов лекарств через Интернет в России может составить 40 млн штук, а объем российского рынка интернет-продаж лекарств достигнет 60 млрд рублей.



Привычный алгоритм взаимодействия, который много лет существовал на фармрынке, начал встречать сопротивление. Врачи все больше и больше чувствуют недоверие со стороны пациентов. Люди приходят к ним, уже «нагуглив» себе диагноз, и хотят его просто проштамповать. Многие отмечают, что пациенты сомневаются в их словах, в их экспертном мнении. Пациенты подозревают, что врачи назначают им все более дорогие лекарства, причем в том объеме, который для этого конкретного пациента избыточен. Это недоверие и есть основной, главный драйвер интереса конечного потребителя к e-comm. Большие бренды теряют силу в ситуации, когда конечный потребитель смотрит на полку и сортирует ее по цене. Количество предложений дженериков дает ему возможности для выбора.


На основе выступления на конференции OMNI PHARMA