Гибридным форматом торговли называют магазины с синергичными товарами и услугами. Ретейлеры развивают данный формат своими силами и через сотрудничество и партнерство с другими компаниями. За последние 5 лет в Москве было создано 23 гибридных проекта, как в формате сотрудничества/коллаборации, так и своими силами. На 2019-2020 годы приходится более половины новых гибридных проектов. По оценкам Colliers, в ближайшие год-два количество гибридных форматов торговли увеличится в 2 раза. Во время эпидемии коронавируса гибридная форма торговли оказалась временным спасательным кругом для многих категорий: общественное питание, магазины электроники, бытовой техники и др. В результате многие торговые сети стали открывать новые mixed-направления, начиная с типичных продуктовых магазинов с кафе и кофейнями, заканчивая книжными магазинами с зоной коворкинга.
Например, розничная сеть DNS, один из крупнейших продавцов электроники и бытовой техники в России, объявила о соглашении с X5 Retail Group: дочерняя структура компании 5Post начала доставлять заказы из интернет-магазина DNS в собственные постаматы, расположенные в магазинах «Пятерочка». Помимо DNS, компания X5 Retail Group объявила о запуске сервиса доставки интернет-заказов из «М.Видео» и «Эльдорадо». На первом этапе проект реализован в Москве и Подмосковье, где заказы доставляются более из чем 2 тыс. пунктов выдачи и постаматов в магазинах торговой сети «Пятерочка».
Во время карантина, когда рестораны закрыты для посетителей, доставка еды через посредников и предоставление услуги самовывоза не могут обеспечить стабильный доход общепиту, который присутствовал ранее. На помощь ресторанам и кафе пришли продуктовые ретейлеры. Совместными усилиями, фуд-ретейлеры «ВкусВилл», «Перекресток» и «Лента» объединились с ресторанами и кафе в формате mixed-сотрудничества. Теперь на прилавках продуктовых магазинов посетитель может взять готовую продукцию заведений общепита таких, как «АндерСон», рестораны сети Novikov Group, Oisii, «Рецептор», «Шоколадница» и др. Помимо этого, партнеры сами берут на себя всю коммуникацию с покупателями и также обеспечивают доставку.
Среди минусов такого формата можно отметить то, что гибридная модель торговли плохо работает для многих мелких и независимых розничных торговцев – в первую очередь из-за операционных затрат. Самый первый и сложный шаг для любого игрока рынка – заставить потребителя воспользоваться новым форматом торговли/услуги, но благодаря карантину, многие потребители уже успели оценить качество и удобство новых mix-направлений.Ключевые открытия гибридных форматов в Москве, 2019-2020 гг.
НАЗВАНИЕ | ЛОКАЦИЯ | ПРОФИЛЬ |
X5 Retail Group / DNS | Магазины «Пятерочка» | Продукты / Бытовая техника |
и электроника | ||
X5 Retail Group / «М.Видео — Эльдорадо» | Магазины «Пятерочка» | Продукты / Бытовая техника |
и электроника | ||
«ВкусВилл» / «Рецептор» / «Лепим и варим» / Oisii и др. | Магазины «ВкусВилл» | Продукты / Общественное питание |
X5 Retail Group / «АндерСон» / Рестораны сети Novikov Group | Магазины «Перекресток» | Продукты / Общественное питание |
«Лента» / «Шоколадница» | Магазины «Лента» | Продукты / Общественное питание |
Blizhe / Cultura | Чистопрудный б-р, д. 12, к. 4 | Одежда / Аксессуары |
МТС + «М.Видео» | Рождественка ул., д. 6/9/20, стр. 1 | Сотовая связь / Бытовая техника |
и электроника | ||
«Республика» | Малый Патриарший пер., д. 5 | Книги и канцелярия / Коворкинг зона |
«Вкус Coffee» / «ВкусВилл» | Большая Грузинская ул., д. 57 | Общественное питание / Продукты |
Flora No Fauna x «ДаблБи» | Кузнецкий Мост ул., д. 20 | Общественное питание |
Мираторг | ММДЦ Москва-Сити в МФК «IQ-квартал» | Продукты / Общественное питание |
Магнит Сити | Большая Татарская ул., д. 36 | Продукты / Общественное питание |
Cofix |
Берсеневский пер., д.3/10, стр.2 |
Общественное питание / Коворкинг зона / Школа бариста |
Источник: Colliers International
Вероятнее всего, после стабилизации эпидемиологической ситуации рынок ретейла изменится, многие выжившие игроки рынка пересмотрят свою основную стратегию развития и не вернутся к прежней модели торговли. Большинство традиционных ретейлеров и операторов общепита возможно будут дальше активно развивать гибридную форму торговли – совмещать офлайн и онлайн продажи и сотрудничать офлайн с другими ретейлерами, к примеру для деления одного крупного помещения вместе с другими арендаторами (в виде мелкой нарезки крупного помещения) или для размещений своей продукции на прилавках другого ретейлера. Стоит отметить, что выходя в онлайн и офлайн торговлю с крупными и опытными игроками электронной коммерции и розничной торговли, большинство пострадавших ретейлеров и владельцев общепита получат возможность воспользоваться зрелой инфраструктурой логистических центров, центров обработки заказов, а также получить доступ к новым потребителям (не только в местах своего локального базирования, но и в целом по стране).