О том, что в Москве будет реализован проект крупнейшего в России торгово-развлекательного центра, «РИА Новости» сообщил представитель компании «Московский аэропорт Домодедово», которая вместе с фирмой «Капитал Рост» будет реализовывать этот проект. По его словам, центр оптовой и розничной торговли суммарной площадью более 1 млн м2 появится на территории квартала «Аэротрополис DME», в 11 км от международного аэропорта, рядом с автомагистралью А-105. Объем инвестиций в проект, по предварительным данным, составит 65 млрд рублей. Ожидается, что проект будет реализован до конца 2023 года.

На данный момент крупнейшим торговым центром России по общей площади является московский ТРК «Авиапарк», построенный 5 лет назад (его общая площадь — 463 тыс. м2, из которых 230 тыс. м2 арендопригодны). А если оценивать объекты по арендной площади, то ТРК «Гринвич» в Екатеринбурге даже больше «Авиапарка»: его общая площадь — 303 тыс. м2, а арендная — 259 тыс. м2. «Гринвич» построили в 2006 году, а последнюю реновацию он пережил в 2016 году. На третьем месте подмосковная «МЕГА Белая дача», возведенная в 2006 году (ее общая площадь — 303 тыс. м2, арендная — 225 тыс. м2), которая сейчас проходит через этап реновации.

ТОП-20 самых больших торговых центров России на начало 2019 года можно посмотреть здесь



Что касается мировых рекордов, то на данный момент самый большой в мире торговый центр — это ТРК New Century Global Center, который открыли в 2013 году в городе Чэнду (юго-запад Китая). Его общая площадь — 1,76 млн м2. До этого первое место занимал Dubai Mall в ОАЭ, построенный в 2009 году. Его общая площадь составляет 1,2 млн м2.



Но в 2020 году в том же Дубае должно завершиться строительство еще одного крупного торгового центра — The Mall of the World, который установит новый мировой рекорд. По сути, это даже не торговый центр, а целый город под крышей. Его общая площадь составит 4,5 млн м2. Там будет не только торговля и развлечения, но также гостиницы, офисы, апартаменты, парковки. Все объекты комплекса будут соединены прогулочными зонами и торговыми улицами. Ахмед бен Баят (Ahmed Bin Byat), руководитель компании Dubai Holding, управляющей проектом, заявлял, что стоимость комплекса составит $6,8 млрд.

Необходимо понимать, что за громким названием и круглыми цифрами кроется, все-таки, многофункциональный комплекс, который торговым будет лишь отчасти. В проекте будут и торгово-выставочные площади, и офисные, и конференц-залы, и таможенный склад, и многоуровневые плоскостные парковки. На деле это значит вот что. Аэропорт «Домодедово» уже сегодня зона с повышенным людским трафиком. Город Домодедово —тоже  крупный спутник Москвы, с собственным трафиком. Они обеспечат спросом новый торговый комплекс. Но сколько именно там будет торговли и какой трафик необходим для успеха проекта, мы пока сказать не можем. Поэтому самым крупным торговым центром России я бы этот объект не называл. В принципе, в торговых центрах такого размера сейчас у рынка потребности нет. Но есть потребность в развитии дисконт-центров, которые смогут предложить покупателям наилучшую цену за товар. Поэтому оптово-розничный торговый объект (даже крупный) имеет полное право на существование в районе Домодедово. И я думаю, что проект в этом формате будет успешен.

С учётом текущей ситуации на рынке ретейла, реализовать и заполнить торгово-развлекательный комплекс общей арендуемой площадью 1 млн м2 нереально. Но площадь в 1 млн м2 не является лишь арендуемой площадью данного торгового центра. В неё также будут входить другие коммерческие функции. Идея этого проекта заключается в создании целого кластера, ориентированного на разные аудитории: жителей Москвы и области, резидентов смежных кластеров «Аэротрополиса DME», туристический поток и на бизнес-пассажиров аэропорта.

Рынок Московского региона уже достаточно насыщен торговыми центрами (здесь на каждую 1 тыс. жителей приходится 495 м2 качественных торговых площадей), что ставит под сомнение необходимость ввода новых крупных торговых объектов в целом в регионе. Строительство новых ТЦ может быть актуальным в двух случаях. Во-первых, при наличии земельного участка с очень хорошей транспортной доступностью, включающей несколько видов транспорта. Во-вторых, на востоке Москве, так как это направление продолжает оставаться относительно свободным (здесь на 1 тыс. жителей приходится только 250 м2 торговой недвижимости). А проект в Домодедово находится на удалении от жилых массивов, что является негативным фактором для розничной торговли. С другой стороны, если проект будет сфокусирован на оптовых продажах, он может быть востребован при учёте близости аэропорта и хорошей транспортной доступности.

 

Время для больших торговых центров всегда  подходящее. Вопрос лишь - в каком городе и в каком месте. Нужно анализировать конкретный локальный рынок и незанятые на нем ниши. Однако объём торговых площадей, заявленный в Домодедово, это не просто большой торговый центр, а гигант. Торговые центры от 100 тыс. м2 и до 300 тыс. м2 в России раскручиваются по несколько лет. И часть из них даже по истечении 3-5 лет не может полностью избавиться от вакансии по целому ряду причин. Поэтому заявления про торговый центр в 1 млн мкажутся слишком оптимистичными. А сам проект избыточным и несоразмерным сегодняшнему уровню спроса. 

Домодедово — транзитная история, и, на первый взгляд, рядом нет достаточной зоны охвата постоянно проживающих клиентов для такого мега-проекта. С другой стороны, пассажиропоток Домодедово год от года увеличивается и пассажиры не очень довольны предложением торговли на территории аэропорта - там очень высокие цены. При этом во многих известных аэропортах мира и рядом с ними ретейл прекрасно себя чувствует. Так что, если акцент в проекте будет сделан на доступные товары и услуги, а также развлечения, сервис и доступное общественное питание, если будет продумана логистика доставки транзитных пассажиров аэропорта — такой центр найдёт своего клиента.

Также в этом месте есть потенциал для развития мультканальных проектов, включающих склад, торговлю и офисы. Для сложного многофункционального проекта с целым рядом зон, рассчитанных на разные группы клиентов, площадь в 1 млн м2 уже не кажется такой чрезмерной.

Квартал «Аэротрополис DME» — многофункциональный проект, и его концепция не является «первой ласточкой» на рынке. Спрос на недвижимость вблизи действующих аэропортов всегда был высок. А сами крупные транспортные хабы напоминают отдельные "города будущего". Если раньше развитие прилегающих к ним территорий представляло из себя строительство новых жилых кварталов для сотрудников авиакомпаний, то сейчас подобные проекты — это полноценные города-спутники с развитой коммерческой и деловой инфраструктурой. И торговый кластер в рамках такого многофункционального проекта, на мой взгляд, будет востребован. Особенно, учитывая рост пассажирских потоков в Домодедово — как транзитных, так и постоянных. В появлении такого торгового объекта могут быть заинтересованы и представители Интернет-торговли, главная задача которых — обеспечить высокую мобильность в транспортировке и реализации товаров. В случае комплексного развития проекта (включая гостиничную и офисную инфраструктуру) спрос на торговую функцию может возрасти многократно.