Если в 2017 году лишь 13,1 млн россиян совершали покупки в Интернете, то в 2018 году аудитория онлайн-шоперов достигла 16,1 млн. Кроме того, потребители начинают расширять ассортимент приобретаемых онлайн товаров и услуг, отказываясь от прежних психологических установок, ранее ограничивавших их опыт в онлайне.

Катализатором изменений поведения россиян стал, как ни парадоксально, кризис. Падение доходов населения, наблюдаемое с 2014 по 2017 год, ускорило развитие российского e-commerce. Это обстоятельство заставило многих людей разумнее относиться к тратам, что привело их в онлайн, где они смогли найти лучшее по цене предложение.

Переход населения на бережливую модель потребления приводит к смене покупательских шаблонов. И динамика интернет-продаж офлайн-ретейлеров это подтверждает. «Компании фиксируют двузначные, а порой и трехзначный рост продаж через онлайн-площадки при обычно очень скромной динамике розничной сети. И дело не столько в эффекте низкой базы, сколько в смене потребительских шаблонов, спровоцированных онлайн-ретейлерами. Интернет как канал продаж с лучшими ценовым предложением и удобным сервисным сопровождением начинает привлекать аудиторию за счет офлайна.



«Получив товар хорошего качества в срок и дешевле, чем в обычных магазинах, люди начинают делать заказы чаще», — приводится в исследовании «РБК Исследования рынков» цитата руководителя интернет-магазина Pandao (проект Mail Group) Руслана Гафурова.

Причем доля онлайн-продаж в общей структуре выручки растет у ретейлеров в разных сегментах розничной торговли. Так, например, СТД «Петрович», активно развивающий онлайн-торговлю, в 2018 году вырос на 30,55% (вместо запланированных 20%) с выручкой 49,3 млрд рублей. Оборот онлайн-продаж достиг 18 млрд рублей (прирост к 2017 году — 37%). 

О том, как растет рынок онлайн-продаж в сегменте DIY, можно прочитать здесь



IKEA в России запустила онлайн-магазин весной 2017 года. И уже по итогам 2018 года его достигла 8% от оборота в России. Компания намерена довести онлайн-продажи до 20% в течение 2-5 лет. 

О планах IKEA в России можно почитать здесь.



Продажи «Эльдорадо» выросли на 14,1% и достигли 141,6 млрд рублей в 2018 году, онлайн-продажи — 24,5 млрд рублей. В четвертом квартале 2018 года динамика онлайн-продаж «Эльдорадо» увеличилась до 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Онлайн-продажи «М.Видео» и «Эльдорадо» приближаются к доле 20%, годом ранее Интернет обеспечивал 15,7% суммарного оборота сетей.

Выручка интернет-магазина одежной сети FiNN FLARE в январе-ноябре 2018 года увеличилась на 28%, а розничной сети — лишь на 4%, при этом весь оборот компании прирос на 13%. Очевидно, что в будущем при сохранении текущей динамики продаж доля интернет-направления будет лишь расти, отмечают в «РБК Исследования рынков».

Ранее в интервью MarketMedia президент сети FiNN FLARE Ксения Рясова говорила, что доля онлайн-продаж компании в 2017 году составила 18%, в 2018-м — 23%, а по итогам 2019 года сеть надеется выйти на 25%.

Как ранее сообщал MarketMedia со ссылкой на исследование Data Insight, при сохранении существующих трендов на рынке онлайн-торговли его объем вырастет к 2023 году более чем в 2 раза по сравнению с 2018 годом и составит 2,4 трлн рублей (без учета продаж услуг, готовой еды, билетов, гостиниц, покупок игр). Если 5 лет назад этот рынок рос на 100 млрд рублей в год, то в 2018 году он вырастет по сравнению с 2017-м на 185 млрд рублей.

Впрочем, успехи российских офлайн- и онлайн-игроков меркнут по сравнению с достижениями китайского ретейлера. Согласно результатам социологического опроса, проведенного РБК, Aliexpress занял первое место в рейтинге наиболее популярных интернет-площадок. Почти 28% российских онлайн-пользователей признались, что обычно совершают покупки именно у данного игрока. В 2018 году выручка глобальной компании составила почти $40 млрд (или примерно 2,6 трлн рублей).