Сразу отмечу, что мы не объявляли кому-либо войну. Несколько недель назад мы лишь выпустили новость о том, что по картам «МИР», Системе быстрых платежей (СБП) и SberPay будет предоставляться скидка, так как их тарифы значительно ниже. Благодаря чему россияне могут экономить на покупках. К нашему удивлению, это вызвало эффект взорвавшейся бомбы: зарубежные платежные системы обвинили нас в дискриминации. Сообщили, что проводят «расследования». Хотя, как известно, расследованиями у нас в стране занимаются правоохранительные органы, а не частные зарубежные корпорации. Очевидно, что целью подобной риторики было напугать банковское сообщество, оказать давление, чтобы оно, в свою очередь, как-то воздействовало на наши решения.

Почему за рубежом дешевле
На наш взгляд, международные платежные системы стараются всячески избегать дискуссий о высоких комиссиях. О том, что в Европе, Америке, Азии они устанавливают одни правила, а для нас — другие. Почему там комиссии в несколько раз меньше, чем у нас? Там чем-то отличаются технологии оплаты с помощью банковских карт? Конечно же, нет. Дело в том, что во многих странах комиссии при оплате картами закреплены законодательно. Там платежные системы не могут просто так по своему усмотрению повысить их. А что же у нас? С апреля 2021 года, как писала пресса, Mastercard увеличил свои тарифы на 30-50%. По нашей информации, по тому же пути, возможно, идет и Visa.


При этом объемы интернет-платежей выросли — ведь россияне стали больше заказывать через интернет-магазины, — а значит, выросли и доходы международных платежных систем на ровном месте.


Очевидно, что в конечном итоге все эти повышения берутся из кармана покупателей. Рост тарифов приводит и к росту цен, инфляции. Жители нашей страны вынуждены переплачивать из-за неуемного аппетита западных платежных систем. Но есть и альтернатива: можно предложить покупателям самим выбирать наиболее выгодные им платежные инструменты, что мы и сделали, — и подобная практика есть и в других странах. Тарифы зарубежных платежных систем у нас гораздо выше, чем у российских, причем абсолютно необоснованно. Это и вызвало беспокойство западных финансовых организаций, так как их влияние, как и доходы, в России могут значительно упасть, если рассказать честно о том, как все устроено.


Помимо покупателей, высокие тарифы больно ударяют и по российским предпринимателям, которые во время пандемии были вынуждены уйти в онлайн, и для многих он стал настоящим спасением. Им приходится или повышать цены, или жертвовать своей рентабельностью.


Стоит понимать, что на банки сейчас оказывается колоссальное давление. Они находятся в зависимости от международных платежных систем, которые держат в залоге депозиты — денежные средства банков, с которых списываются штрафы за любую «провинность». При этом подобные взыскания невозможно оспорить, так как международные платежные системы находятся вне юрисдикции РФ. Кроме того, банки связаны и соглашениями о конфиденциальности, нарушение которых также может привести к взысканиям. Мы оказываем банкам консультационную и правовую поддержку, на связи с ними 24/7. И разделяем их обеспокоенность, что мы все бесправны по отношению к доминирующим международным платежным системам.

Все по закону
На наш взгляд, указание различных цен на товар полностью соответствует законодательству, что было подтверждено и профильными ведомствами. Хочу привести вам простой и понятный пример — вы идете в ближайший продуктовый магазин у дома и видите там несколько цен на один товар: с учетом скидки при предъявлении карты магазина и без, чуть повыше. Это нарушение? Конечно же, нет.


И хотя эти две цены в розничном магазине уже никого не удивляют, в онлайне это еще инновационная история, которая, возможно, пока не всем понятна.


Что касается нашей ценовой политики, то цена на товар на сайте указана уже с учетом скидки по российским платежным системам, что не запрещено законодательством. Но, безусловно, может быть применен и альтернативный вариант — как, например, когда расплачиваетесь в розничном магазине без карты лояльности.

Мы считаем, что было бы честно предложить покупателю прозрачное ценообразование — и, соответственно, выбор и возможность сэкономить. Например, сейчас вы можете выбрать географию доставки, способ доставки — курьером или в пункт выдачи, срочность доставки — экспресс или обычную, — и от всего этого зависят ваши расходы на покупку товара. Но почему вам не позволяют изменить способ оплаты на более дешевый? Только потому, что доходы международных корпораций от этого сократятся, когда потребителям расскажут об их комиссиях?

Отмечу, что сейчас во всем мире идут споры о высоких комиссиях платежных систем. Только в августе Лондонский суд одобрил коллективный иск на 10 млрд фунтов к Mastercard, Amazon установила в Сингапуре и в Австралии наценку 0,5% при оплате картой Visa и рекомендовала рассмотреть другие платежные инструменты, а в США Антимонопольное управление одобрило ограничение тарифов международных платежных систем.

Готовы к переговорам
Мы открыты к любым переговорам и обсуждению любых вопросов. Пока их не было, но, как мы видим, зарубежные платежные системы пытаются действовать через банковское сообщество путем давления. Здесь стоит отметить, что снижение комиссий — это даже не наша задача, а скорее международных платежных систем. Как только их комиссии будут сопоставимы с тарифами российских платежных систем — по сути, тогда и не будет разницы, какой картой пользователю оплачивать. Справедливый подход — это и есть наша цель.

Мы не договаривались о скидках с «МИР» и другими российскими платежными системами, это полностью наша инициатива. Бенефициарами российские платежные системы стали только лишь потому, что предлагают более конкурентные тарифы, которые и выбирают россияне. Честная конкуренция без навязывания услуг — это и есть основа рыночной экономики.


В целом за вторую половину августа объемы платежей по карте «МИР» выросли на 62%, через SberPay — в 5,4 раза, через СБП — в 2,8 раза. «МИР» уже обогнала зарубежные платежные системы и заняла первое место по популярности на Wildberries.


Мы полагаем, что уже этой осенью SberPay займет второе место по объемам платежей после «МИР», а СБП — третье.

Любой новый подход — даже тот, который уже активно используется в зарубежных странах, — скорее непривычен для покупателей, так как им нужно перестраиваться. Но результаты говорят сами за себя: платежная система «МИР» уже на первом месте в Wildberries. Что же касается наших собственных операционных результатов, то количество заказов в августе 2021 года выросло в 2,7 раза год к году.

Почему основательница Wildberries не хочет привлекать инвесторов