Рынок логистики на прошлой неделе занимался двумя краеугольными вопросами: где достать пропуска для своих сотрудников и что будет с «Почтой России»? Потому что закрытие отделений почты на 3 дня повергло в полный ужас всех, кто использовал эту службу доставки. Если кто-то думал, что клиенты будут сами заказывать курьеров из «Почты России» и они будут приносить на дом заказы, то этого не произошло. Большинство заказов так и лежали в отделениях. К счастью, «Почта России» возобновила работу. Тем не менее ситуация, когда самый крупный доставщик в стране в один момент может закрыться, очень перетряхнула рынок и сильно повлияла на интернет-магазины. Если кто-то до этого еще не сотрудничал с курьерскими службами, теперь в срочном порядке в курьерские службы побежал.

Недоступность пунктов выдачи заказов, которые расположены в закрытых торговых центрах, и приостановка работы «Почты России» серьезно добавили заказов курьерским компаниям. Если раньше на ПВЗ приходилось 65% заказов, то на прошлой неделе это количество снизилось до 47%, и, соответственно, число курьерских доставок выросло примерно на 30%. Это данные, которые мы видим только по внешним службам доставки, без учета внутренних служб доставки ретейлеров.

О том, как «Почта России» перестраивает свою работу во время эпидемии, читайте здесь



При этом у очень большого количества магазинов снизилось число заказов. Если кто-то был только на курьерской доставке и у него не было перераспределения с ПВЗ на доставку до квартиры, у таких компаний объем заказов упал. При этом курьерские компании говорят, что готовы подключать новых клиентов, и я слышала от двух-трех компаний, что у них есть объемы и они еще не дозагружены. А это означает, что интернет-магазины не успевают подключаться в срочном порядке за пару дней к новым доставщикам. Понятно, что это произойдет через какое-то время. Но скорость переключения очень важна. Особенно если кто-то из доставщиков достигнет предела по загрузке, чтобы быстро переключиться на кого-то другого.

О том, как крупные игроки российского рынка e-commerce строят собственные сети ПВЗ, читайте здесь



Все очень сильно боялись, что сейчас упадет выкуп. Были опасения, что он упадет в 2 раза, но этого не произошло. Мы сейчас видим в наших системах, что количество отправленных заказов сократилось на 20% по сравнению с концом февраля. Сейчас идет снижение примерно на 10%, при этом средний чек не падает, он стабильно остается на уровне 3 тыс. рублей.

У нас спрос на бесконтактную доставку не увеличился, но от коллег я знаю, что у них спрос на нее вырос на 70%, на 100%. Причем это рост с нуля, раньше бесконтактная доставка в России практически не применялась.

Большое количество наших клиентов работали только с наложенным платежом и вообще не имели онлайн-оплаты. На прошлой неделе в срочном порядке все побежали за онлайн-оплатой или хотя бы онлайн-оплатой курьеру, чтобы можно было обеспечивать историю с бесконтактными доставками. Этот процесс достаточно серьезно ускоряется, я бы сказала, что мы видим увеличение на 50% потребности в онлайн-оплате, и думаю, что она и дальше будет расти.

Чего мы пока не видим — это сильного увеличения сроков доставки. Но это потому, что пока есть данные по заказам, которые были доставлены клиентам без больших нарушений. Однако еще нет статистики по заказам, которые до сих пор лежат у курьеров и с ними коллапс. Сроки перечисления денег курьерским компаниям пока остаются без изменений, они не увеличились. Немного в начале апреля выросли сроки перечисления денег по «Почте России» по понятным причинам — она была закрыта. Сейчас она в срочном порядке этот гэп, который образовался в начале апреля, закрывает. Через неделю они выйдут на прежний уровень.

Для логистических компаний сейчас важно доставлять заказы вовремя и бесконтактно. Люди понимают, что это суперактуальный сервис и очень его хотят, но не всегда получают. Когда число заказов увеличивается, тот, кто покажет лучший сервис, тот и соберет больше партнеров с рынка.

Справка

Ольга Сатановская 

Работает в торговле с 2001 года, с 2006 года — в электронной коммерции. Занимала ключевые позиции в проектах — лидерах fashion e-commerce Boutique.ru, Names.ru. Прошла путь от операций и управленческого учета до построения стратегии развития проектов, ассортиментной матрицы и маркетинговой политики. В 2015-2018 годах возглавляла команду Quelle.ru и Otto.ru (Otto Group Russia). В апреле 2019 года заняла пост генерального директора PimPay. Имеет степень MBA бизнес-школы IESE Business School (Испания). 

PimPay — IT и FinTech-компания, развивающая сервисы для интернет-магазинов по оптимизации финансов и логистики. Основана в Москве в 2012 году, с 2016-го является резидентом IT-кластера фонда «Сколково».



На основе выступления на онлайн-конференции «Как ретейлеру быстро выйти на маркетплейсы или успешно конкурировать с ними»